О мужестве моряков, принявших на себя удар одной из самых страшных аварий в истории подводного флота двадцать лет назад, написано немало материалов в прессе, сняты документальные и художественные фильмы. В мае 1989 года автору этого материала довелось встретиться с очевидцем трагедии атомной субмарины "Комсомолец", который рассказал о некоторых подробностях той катастрофы.
Что мы потеряли?
Двадцать лет назад в Норвежском море на полуторакилометровой глубине затонул атомоход, перед последним походом получивший звонкое имя - "Комсомолец". В пожаре и ледяной воде погибла треть экипажа - 18 офицеров, 12 мичманов и столько же матросов. Отечественный военно-морской флот потерял уникальную субмарину того времени, не имеющую, пожалуй, аналогов до сих пор.
И каждую весну, 7 апреля, оставшиеся в живых подводники, члены семей погибших членов экипажа "Комсомольца" отмечают эту скорбную дату. Среди них наш земляк - бывший трюмный машинист лодки Юрий Козлов. В этот день он встречается с родными и близкими двух нижегородцев, посещая их могилы, - политработника, капитана 1-го ранга Таланта Буркулакова и трюмного электрика Романа Филиппова.
Хлопнул переборкой… и погиб
- Юрий, вы закончили учебку и были направлены на Северный флот. Расскажите о лодке и экипаже.
- Корабль был в море, а когда он пришел к пирсу, я залюбовался - такой большой и красивый. Мы познакомились со всеми, и нас, молодых, представили экипажу и распределили по службам. Попал я в первый экипаж. Через месяц мы ушли в первую "автономку", где меня посвятили в подводники: пришлось отпить соленой морской водицы. На глубине она холодная, аж зубы ломит.
- В тот день, 7 апреля, вы несли вахту?
- Да, я готовился к ней. В отсек зашел мичман Колотилин и говорит, что в седьмом отсеке что-то неладное, хлопнул переборкой и… умер как герой, за восемь минут задраив люки в наш пятый, шестой и седьмой отсеки, спасая экипаж от огня!
Из вахтенного журнала
"В 11.00 вахтенный инженер-механик, капитан 3-го ранга Вячеслав Юдин (через несколько часов он погибнет в ВСК - всплывающей спасательной камере) объявляет подъем для третьей смены. Первая, где был Ю.Козлов, после ночной вахты и сна готовилась к обеду.
В 11.03 на пульте командного пункта лодки вспыхивает табло: "Температура в 7-м отсеке выше 70 градусов".
Огненная лавина
Звонок аварийной тревоги поднял их и разделил на живых и мертвых. Мичман Колотилин доложил из 6-го отсека: "Выброс гидравлики. Бьет, как из огнемета. Трудно дышать!" Дальше - лавинообразное нарастание аварийной ситуации, когда горело в пяти из семи отсеков.
В 11.14 по приказу командира всплыли со 157-метровой глубины и дали радиограмму о пожаре в штаб флота. В Норвежское море были отправлены быстроходные корабли ВМФ - атомный крейсер "Киров" и рыбаки - сейнер "БИ-0612" и плавбаза "Алексей Хлобыстов".
В 11.21 по приказу капитана 3-го ранга С.Манякина (впоследствии погибшего от переохлаждения) вахтенный инженер-механик капитан-лейтенант И.Орлов (погиб в волнах) грамотно и надежно заглушил атомный реактор - сердце лодки, а электроэнергию стали вырабатывать дизель-генераторы - их работу контролировали капитан 3-го ранга Испенков и матрос Филиппов. В ядовитом дыму задохнулись мичман С.Бондарь и матрос В.Кулапин.
Обожженных и всех, кого было можно спасти, по приказу командира Е.Ванина вывели в ограждение боевой рубки, где за жизнь подводников боролся военврач Л.Заяц. Ему помогал политработник, капитан 1-го ранга Буркулаков.
Из вахтенного журнала
"В 14.45 - пробив облачность, экипаж самолета майора Петроградских увидел неподвижную лодку с креном на правый борт. В корме, в районе 7 - 6-го отсеков - обильное вспенивание воды, а из боевой рубки - клубы белого дыма.
В 15.20 - радио в штаб Северного флота: "Ведем борьбу с огнем, нужен буксирный корабль и фреон".
В 16.25 - взрывы в кормовых отсеках.
В 16.40 - резко возрос дифферент на корму, в 7, 6 и 4-м отсеках через сгоревшие кабель-каналы стала поступать забортная вода...
В 16.42 - командир лодки приказал экипажу готовиться к эвакуации, которая началась через несколько минут. Мичман С.Григорян и капитан 1-го ранга Б.Коляда с моряками спустили на воду первый плотик, который сильным порывом ветра перевернуло килем вверх, а второй плот сдуло метров на 500.
В 17.08 - "Комсомолец" отвесно и без воронки кормою вниз уходит в пучину".
Когда стали петь "Варяга"?
Когда будущее море рвало переборки идущей в бездну лодки, у работающих дизелей хлопотал капитан 3-го ранга Испенков, а во всплывающей спасательной камере пятеро моряков во главе с капитаном лодки пытались отстегнуться от гибнущего корабля. Наконец это им удалось. В камере - Е.Ванин, капитан 3-го ранга Юдин, мичманы Черников и Слюсаренко. На волнах входной люк резко открывается, и воздушный удар выбрасывает мичмана В.Слюсаренко из камеры, а субмарина набирает воду и тонет, став могилой для оставшихся в ней подводников.
- Красиво уходил наш "Комсомолец", как свечка, - вспоминает Юрий Козлов. - Постоял немного и плавненько так, без воронки, ушел в пучину. Рулем зацепил капитана-лейтенанта Смирнова, и он погиб у всех на глазах.
Стали моряки один за другим погибать, кого волной накроет, а у кого от переохлаждения стало сердце останавливаться. Тут и затянули песню, я слов не знал, но подтягивал, пока не потерял сознание. Это увидал капитан 3-го ранга Ялманов и стал меня держать за воротник, чтобы в бушующее море не унесло. А сначала я держал за воротник земляка Романа Филиппова, когда у него сердце остановилось, а потом и мне стало плохо, когда увидел, что приближается оранжевый борт спасательного катера с плавбазы. Матросы катера стали собирать всех живых и погибших.
К 19.25 на плавбазу подняли всех спасенных - 30 живых и 16 тел погибших. Позже умерли еще трое. Большинство спасенных были уже без признаков жизни, и медработники плавбазы, а потом и военврачи крейсера "Киров" сделали все возможное, чтобы спасти их от смерти.
- Говорили, что у вас дважды останавливалось сердце.
- На плавбазу меня с остановкой сердца доставили не сразу, а возили с трупами долго, а когда выгружали, не церемонились - бросили на палубу как труп. А я стал стонать и что-то пробормотал, медсестра Зинаида Дзиговская почувствовала, что я не труп. Проверила пульс (один удар в минуту) и, не колеблясь, сделала мне прямой укол адреналина в останавливающееся сердце, потом второй, стала растирать и согревать. И я ожил...
- Еще утром седьмого апреля почувствовала какую-то тревогу, - вспоминает мама Юрия Лидия Ивановна. - На следующий день в теленовостях - сообщение ТАСС. Волновалась очень, а в понедельник из штаба флота позвонили и успокоили, сказав, что он только руку ожег и проходит лечение в госпитале. А 13 апреля можно будет приехать на похороны погибших, увидеть спасенных моряков-североморцев...
Спасение было возможно
Выводы комиссии ВМФ: военные моряки сделали все возможное для спасения атомохода и даже больше, проявили взаимовыручку и силу воли, стойкость, как и подобает морякам-североморцам! Указом Президиума СССР орденом Красного Знамени были награждены все члены экипажа АПЛ "Комсомолец". Юрий Козлов из рук командующего Северным флотом получил орден за номером 478 992. После военно-морского госпиталя всех спасенных отправили в военный санаторий и отпуск. А там и увольнение в запас подоспело, вернулся Юрий на второй курс сельскохозяйственного института, а в 1994 году молодым специалистом-инженером трудился в колхозе "3аветы Ильича". Там, в Кирикове, повстречал любимую, ставшую ему женой, родилась дочь. Сейчас Юрий трудится оператором котельной бани № 1 в Лыскове.
В разные годы на место гибели "Комсомольца" были организованы научно-исследовательские экспедиции, а глубоководные аппараты исследовали корпус затонувшей субмарины и дно вокруг нее - нет ли повреждений реактора, радиационный фон в норме, не были найдены тела погибших моряков.
Прошло 20 лет со дня трагедии в Норвежском море, и если бы тогда, в апреле 89-го, у ВМФ были современные средства спасения мини-субмарины, глубоководные батискафы, "летающие" лодки, а не шла бы гонка вооружений и мир не стоял бы на пороге третьей мировой войны, можно было бы объединиться и общими усилиями спасти военных моряков, как это было летом прошлого года во Владивостоке. Увы, уникальность и суперсекретность "Комсомольца" не дала возможности для спасения его экипажа.
Да, много говорят и пишут о русском характере, силе воле и самопожертвовании, стойкости и героизме защитников земли русской. Один из примеров героизма и стойкости - более чем пятичасовое сражение за живучесть атомохода, когда военные моряки-североморцы до конца боролись за спасение лодки и своих товарищей. Мужество и героизм экипажа АПЛ "Комсомолец" золотом вписаны в славную историю ВМФ.
Евгений ФИГИН.
Справка "НН"
Суперсовременный 120-метровый атомоход "Комсомолец" водоизмещением более восьми тысяч тонн, задуманный как истребитель вражеских субмарин, проектировался и строился 20 лет. Ее титановый корпус выдерживал погружение на глубину до 1000 метров. 69 членов экипажа возглавлял опытный офицер - капитан 1-го ранга Евгений Ванин, впоследствии погибший во всплывающей камере. Экипаж атомохода был задействован в 11 научно-исследовательских программах. Офицеры-подводники имели научные степени и опубликованные работы, а 15 матросов срочной службы имели среднетехническое или незаконченное высшее образование.
Досье "НН"
Военно-морские катастрофы
4 июля 1961 года на АПЛ К-19 вышел из строя реактор. После устранения аварии многие члены экипажа получили большие дозы облучения. 15 ноября 1969 года - столкновение на глубине 60 метров с американской подводной лодкой. Никто не пострадал. Февраль 1972 года - пожар в 8-м и 9-м отсеках. Погибли 28 человек. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня, все остались живы. Август 2000 года - от взрыва торпеды гибнет атомный крейсер "Курск" и весь экипаж - 189 человек.