Четвертая «цифровая» промышленная революция на глазах меняет жизнь людей и общества. Активно развиваются промышленный Интернет и Интернет вещи. По прогнозам компании «Майкрософт», в 2020 году в мире будет около 50 миллиардов объединенных в сеть физических объектов, а радиочастотная идентификация позволит опознавать в сети Интернет практически любую вещь. Школы и вузы должны готовить кадры нового формата.
Курс - на цифровизацию
Но насколько вузы отвечают запросам сегодняшнего дня и используют современные технологии в обучении? Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил с революционным заявлением, согласно которому традиционные лекции нужно... отменить. Якобы их все равно посещают не более 15 процентов всех студентов. Классические лекции должны заменить расширенные семинары, обучение необходимо вести в формате онлайн. Эта лишь одна из идей, благодаря которой университеты должны трансформироваться в смартвузы.
Известный практически каждому английский термин «смарт» означает умный, сообразительный, энергичный. Однако единого понимания того, как умное образование должно реализовываться на практике, нет. Обсуждение термина «смартобразование в России» идет последние десять лет, в зарубежных исследованиях об этом спорят еще дольше. Дискуссия на тему, каким должен быть смартвуз, состоялась и на Цифровом саммите в Нижнем Новгороде.
Японцы утверждают, что багаж знаний актуален всего два года. В современном мире нельзя однажды получить образование и использовать его всю жизнь, нужно все время повышать свой профессиональный уровень. Эта идея получила развитие в Сколкове на образовательном интенсиве «Остров 10-22», где представители вузовского сообщества подписали хартию о цифровизации образовательного процесса.
- В нашу жизнь входят новые понятия: смартобразование, смартуниверситет и смартпреподаватель. И, видимо, появится смартстудент - это участник образовательного процесса, который постоянно использует технологические новации и Интернет для нового качества учебы, - говорит доктор политических наук, доцент НГЛУ имени Н.А.Добролюбова Светлана Колобова.
Смартвуз должен представлять собой интеграцию науки, образования и бизнеса. Одна из задач умного университета работать на опережение, в соответствии с реальными запросами, которые еще только формируются в обществе.
Плюсы и минусы онлайна?
Сегодня увеличивается количество открытых образовательных интернет-ресурсов. И помимо классической модели преподавания: вузовских лекций, семинаров, коллоквиумов, студенты могут также получать дистанционное образование в режиме онлайн. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предлагает учиться у лучших. Суть его идеи: онлайн-лекции по всем предметам читают профессора ведущего вуза, а преподаватели региональных вузов лишь проводят аттестацию.
- Но это может привести к угасанию региональных преподавателей и региональной науки, - предупреждает доктор социологических наук, профессор НГЛУ им. Добролюбова Ирина Савченко. - Дело даже не в том, что часть преподавателей потеряют работу, интеллектуальное пространство будет группироваться вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, что чревато сокращением интеллектуального пространства страны. Чтение по бумажке, действительно, уходит в прошлое. Это было актуально во времена дефицита литературы, а сегодня ценятся живые, эксклюзивные лекции.
Ведущие университеты нашей страны в настоящее время используют дистанционное обучение, но при этом от традиционных форм преподавания также не отказываются. Ведь оно предполагает живой контакт преподавателя и студента, возможность задать вопрос, подискутировать.
Безусловно, большой плюс в том, что онлайн-лекцию можно послушать несколько раз. Но есть вероятность того, что этого не произойдет.
- Очень часто студенты, которым нужно в режиме онлайн прослушать какой-то материал для последующего участия в семинаре, по разным причинам этого не делают и приходят на занятия не готовые. Так происходит не только в России, но и за рубежом, в той же Германии, - рассказывает Ирина Александровна.
Каким же тогда должен быть умный университет? Нужны оригинальные идеи в сфере цифровизации, чтобы вуз отвечал современным требованиям. И не важно, кто будет автор предложения - студент, преподаватель, целый университет. Например, получивший широкое распространение скайп в свое время придумали студенты. Важно быть первыми. В частности, НГЛУ предлагает создать единую федеральную базу данных приемных комиссий всех вузов. Это может быть некая единая цифровая приемная комиссия, позволяющая отслеживать траекторию каждого абитуриента. Эта идея была передана в министерство образование России.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.
Цитата
«При всем очаровании дистанционного образования полностью переходить на него нельзя. Профессоров заменить невозможно, поскольку только в очном взаимодействии происходит общение преподавателя и студента, рост и воспитание последнего».
Ректор МГУ Виктор Садовничий
Тем временем
Удобные адресные ресурсы
Вузы все активнее внедряют цифровые технологии. В этом плане Мининский университет можно назвать одним из самых продвинутых. Как рассказал директор центра информационной политики Ильдар Нуриев, в НГПУ имени К. Минина создана цифровая экосистема.
Сеть электронных сервисов вуза обширная и адресная. Для абитуриентов - это электронный день открытых дверей, виртуальная экскурсия по вузу, возможность пройти профтестирование на сервисе «региональный кадровый конструктор» и в режиме онлайн подать документы для поступления.
Для студентов - это учебные курсы, электронное расписание, рейтинг успеваемости и даже электронная зачетная книжка. От бумажной зачетки в вузе уже отказались. Для преподавателей в электронном виде - курсы повышения квалификации, экзаменационные ведомости. Есть сервисы, созданные для профессионального сообщества. Это педагогическая карта мира, тренажер для учителя. Для выпускников и потенциальных работодателей - электронное портфолио. Есть также сервис расчета потребности в педагогических кадрах и портал «инклюзивноеобразование.рф», которые разработаны для всей страны.
В Нижегородском государственного архитектурно-строительного университета
(ННГАСУ) тоже стремятся сделать обучение студентов максимально комфортным. Есть портал для студентов, где можно заказывать справки, общаться с преподавателями, смотреть электронное расписание, взаимодействовать с деканатом. Почти 10 лет работает единая информационная система, которую сотрудники вуза постепенно наращивают. В ближайших планах - совмещение ее с социальными сетями, мессенджерами и построение единого информационного пространства, личного кабинета студента и преподавателя, в котором они смогут взаимодействовать.
По словам начальника управления информатизации Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Константина Сафонова, опросы показывают, что студентам хочется иметь удобную образовательную среду, в которой можно легко и увлекательно получать знания, интересно проводить время, а по окончании вуза устроиться на высокооплачиваемую работу.
- Смартвузу необходимо оперативно реагировать на эти запросы. Нужно понимать, что технологии и впредь будут развиваться, а следовательно, окончательно построить умный вуз нельзя. Он должен создаваться совместными усилиями руководства, преподавателей и студентов, - говорит Константин Анатольевич.
Евгения Александрова.