Нужно ли форсировать ликвидацию муниципальных образований

Нужно ли форсировать ликвидацию муниципальных образований

В Нижегородской области активно идет процесс перестройки местного самоуправления. Вопрос немаловажный, хотя бы потому, что касается буквально всех. На территориях Нижегородской области растет число городских округов, оно составило уже 350 процентов (с 4 до 14) - больше, чем по России в целом. Как проходит процесс и к чему он приведет?
В авангарде процессов
Статья 130 Конституции России закрепила, что «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм волеизъявления», тем самым подчеркивая «народность» принимаемых решений для местного самоуправления. Именно в связи с этим реформа МСУ началась с резкого увеличения числа муниципальных образований - с целью приближения принятия управленческих решений к населению, его реального вовлечения в решение вопросов местного значения. Если на момент принятия в 2003 году Федерального закона
№ 131-ФЗ в России действовало 12 497 муниципальных образований, то менее чем через три года их стало уже 24 079 - увеличение в два раза.
Но уже в 2009-м начался новый процесс, который вел к сокращению их численности. Нижегородская область в этом деле оказалась в авангарде.
Первый этап был связан с объединением сельских поселений как базового, первого уровня муниципальных образований. Если на 1 января 2009 года в Нижегородской области было 531 сельское поселение, то к концу года их стало 330 (упразднено 201, или 37,8 процента). В целом по России число сельских поселений уменьшилось всего на 1,3 процента.
Второй этап был вызван созданием городских округов на базе муниципальных районов, когда в одно образование входило до двух десятков преимущественно сельских муниципальных образований. Число городских округов в России возросло с 521 до 614, и больше всего - в Нижегородской (10) и Московской (20) областях.
Если в целом по России рост числа городских округов составил 17,8 процента, то в Московской области - 155, в Ставропольском крае - 189, Пермском крае - 280, а в Нижегородской области - аж 350 (с 4 до 14).
А в большинстве субъектов не создано ни одного городского округа или только по одному, как в Мордовии, Ленинградской и Омской областях, по два - в Астраханской, Липецкой, Псковской. А в Краснодарском, Красноярском краях, Брянской, Мурманской и других областях число округов даже сократилось.
В то же время число муниципальных образований в Чувашской Республике, Ростовской, Самарской, Ульяновской и на многих других территориях России осталось неизменным, а в Челябинской, Иркутской и других областях даже увеличилось. В Нижегородской же области за этот период число муниципальных образований сократилось с 662 до 380 - на 42,6 процента. Словом, у нас за 10 лет процесс шел вчетверо интенсивнее.
Как дойти до каждого
С 1 мая вступили в силу поправки в ФЗ № 131, в соответствии с которыми появились муниципальные округа. Нижний Новгород активно работает по присоединению ряда муниципальных образований. Можно предположить, что по пути создания муниципальных округов пойдет ряд и других районов.
Возникает вопрос: стоит ли дальше форсировать этот процесс? А может быть, эффективность управления больше зависит от других факторов?
Когда-то в составе небольшой группы нижегородских ученых-юристов я изучал практику организации муниципальной власти и управления в Республике Татарстан и убедился, что основой успеха являются не структурные перестройки, а выработка правильной стратегии и тактики, вовлечение в решение вопросов местного значения всех хозяйствующих субъектов и всего населения (в деталях это можно проиллюстрировать в отдельной статье).
В этой республике всего два городских округа - в Казани и Набережных Челнах. Но если у нас осталось лишь 275 сельских поселений, то в Татарстане 872, и это не мешает им решать эффективно свои местные проблемы.
Исключение или правило?
Изучал я и опыт организации местного самоуправления во Франции. Там средняя численность проживающих в муниципалитете составляет 380 человек, а, например, в Кстовском районе 8545 человек, то есть в 22,5 раза больше.
Невольно возникает вопрос: где лучше обеспечивается участие населения в решении местных дел - в муниципалитете-миллионнике или в небольшом поселении - там, где можно дойти до каждого? А ведь именно такая цель поставлена Конституцией России.
Я солидарен с мнением председателя комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андреем Максимовым, что переход на одноуровневую систему управления должен быть обусловлен определенными причинами, и это должно быть скорее исключением, чем правилом.
Владимир Павлов, председатель Общественной палаты Кстовского муниципального района, кандидат юридических наук, доцент, почетный гражданин Кстовского района. Фото Александра Воложанина.

Цифры
11% - на столько сократилось за десять лет количество муниципальных образований в России. За тот же период в Нижегородской области - на 42,6 процента.

P.S. Редакция предлагает читателям обсудить предложенную тему. Мы готовы отразить весь спектр мнений и предложений, касающихся вопросов местного самоуправления.

Следите за нашими новостями в удобном формате