В следующем году исполняется тридцать лет со времени, как Нижний Новгород стал открытым городом, доступным для посещения иностранцами. За это время у столицы Поволжья появилось 17 городов-побратимов по всему миру. Растет и число иностранных студентов, обучающихся в нижегородских вузах. При этом большинство нижегородцев не готовы к общению с гостями города на их языках. Об этом шла речь на экспертной дискуссии «Международная культурно-образовательная среда: потенциалы и возможности».
Барьеры остаются
- Я уже двадцать лет работаю в сфере международной коммуникации. Сегодня моя цель - добиться того, чтобы Нижний Новгород стал открытым городом, чтобы у нас было много друзей по всему миру. Однако в числе проблем, которые сдерживают туристический поток, на одном из первых мест стоит языковой барьер, - рассказала начальник отдела департамента предпринимательства и туризма Нижнего Новгорода Елена Мишина.
В 1991 году у Нижнего Новгорода появился первый побратим - немецкий город Эссен, и ситуация постепенно стала меняться в лучшую сторону. То, насколько с человеческой точки зрения нижегородцы открыты к приему иностранных гостей, показал прошедший чемпионат мира по футболу. Наш город попал в четверку самых посещаемых городов после Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. Была потрясающая атмосфера. Нижний Новгород посетило 350 тысяч болельщиков, и в том числе 150 тысяч иностранцев.
Однако в течение всего чемпионата колл-центр работал в три смены, так как даже волонтеры на местах не всегда могли объясниться с иностранцами и оказать им помощь. С гостями происходили различные казусы, они теряли паспорта, билеты, путали Нижний Новгород с Великим Новгородом и сталкивались с другими проблемами, для выяснения которых требовалось знание языков. Иностранцы, чтобы общаться с нами, учат русский язык. И нам нужно владеть хотя бы английским. У нынешних школьников гораздо больше возможностей для того, чтобы изучать иностранные языки и пользоваться ими. У вузов и школ есть международные партнеры, организуются обмены школьников с городами побратимами.
- Наша гимназия была образована в 1992 году - тогда были открыты классы углубленного изучения французского языка, - поделилась опытом международного общения заместитель директора гимназии № 53 Светлана Трифонова. - Уже двадцать пять лет продолжается дружба с несколькими образовательными учреждениями Франции. В настоящее время мы реализуем три крупных проекта. Первый включает школьные обмены с Греноблем, Миланом, Парижем. Второй проект предусматривает педагогическую практику для французских студентов в гимназии. Молодые французы живут в России в течение месяца, знакомятся с нашей системой образования, а мы используем их опыт и возможность послушать речь носителей французского языка на уроках. Третий проект - билингвальное отделение. В нем участвуют лучшие ребята, которые изучают на французском языке другие предметы: литературу, социально-экономические науки. Выпускники нашей гимназии помимо французского языка изучают английский. Мы стараемся использовать интерактивные методики, игры, чтобы детям было интересно. Это создает мотивацию к изучению языков.
Миссия выполнима
- Семь лет назад гимназия №2 стала участником программы международного сотрудничества «Мы-вместе», - об опыте гимназии №2 в этом направлении рассказывает преподаватель истории, обществознания заслуженный учитель РФ Наталья Попова. - Это дружба с республикой Сербия, побратимом Нижнего Новгорода городом Нови Сад и расположенной там гимназией «Лаза Костич». А недавно завязались отношения со школой № 28 города Хэфэй (Китай). Несмотря на некоторое сходство сербского и русского, наши ребята и преподаватели используют язык мирового общения - английский. И тут возникает важный вопрос о качестве преподавания иностранного языка. Наша гимназия №2 не лингвистическая, но изучению английского языка уделяется пристальное внимание. С 5 по 11 классы английский язык ребята изучают пять раз в неделю. В качестве второго иностранного с этого года введен французский язык. Поездки показали, что наши ребята могут общаться и с преподавателями, и представителями семей, принимающих нас в Сербии. Однако когда гости из Сербии приезжают к нам по программам обмена, желание сербских детей общаться с жителями нашего города не всегда находит встречную реакцию.
Для ребят - участников программ обмена важно не просто умение применять знания английского языка, им важно осознавать, что когда они едут в другую страну, то становятся представителями российской, русской культуры. Они в свои в 15-17 лет сталкиваются с необходимостью понимания того, что значит быть российским гражданином. И когда понимают важность своей миссии транслировать наши российские ценности, то ошибки при использовании английского перестают их пугать.
ЕГЭ как вызов
Кандидат педагогических наук доцент директор центра иностранных языков НГПУ им. К. Минина Ольга Ким отметила, что поступающие в вуз ребята часто не знают иностранный язык даже на базовом уровне.
Между тем в вузе преподавание английского должно вестись не ниже базового уровня 2. Из-за плохого знания иностранного дети не готовы участвовать во многих международных программах.
- Мы реально сталкиваемся с проблемой, что, имея обширные связи, а вуз имеет тесные связи с международными партнерами и ведет интенсивную международную деятельность, нам зачастую некого отправить в международную поездку, и нет ребят способных встретить и сопроводить иностранных гостей.
Безусловно, есть школы, где иностранный язык преподается на хорошем уровне, но их не так много. Остается на-
деется, что введение обязательного ЕГЭ по английскому изменит эту ситуацию к лучшему, считает министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин,
- Нижегородцы очень хорошо сдают ЕГЭ по всем предметам, баллы у них выше, чем в среднем по стране, - говорит министр. - Единственный предмет, по которому есть отставание - это английский язык. Результаты ЕГЭ нижегородцев на 1,5 процента ниже, чем в среднем по стране. В этом году в вузах на многих специальностях будут требоваться результаты ЕГЭ по иностранному, что станет серьезным вызовом для выпускников при подготовке в вуз. С 2022 года ЕГЭ станет обязательным, и сейчас важно понять причины этого отставания и ликвидировать его.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.
Тем временем
Школьники из Кореи и студенты из Чехии посетили Нижний Новгород. Делегация Молодежного Центра города-побратима Сувон (Республика Корея) посетила Нижний Новгород в рамках школьного обмена с гимназией № 13.
Проект активного сотрудничества продолжается с 2009 года. В ходе визита ребятам удалось пообщаться со своими российскими сверстниками, познакомиться с культурой и историей Нижнего Новгорода, а также принять участие в мероприятии, организованном департаментом инвестиционной политики и внешнеэкономических связей города. Корейским школьникам провели презентацию города и вручили памятные подарки.
В то же самое время студенты-бакалавры философского факультета университета им. Масарика из города Брно (Чешская республика) приехали в Нижний Новгород в рамках программы обмена студентами и преподавателями с Институтом филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В настоящее время стажировку по изучению чешского языка и культуры в университете им. Масарика проходят 8 нижегородских студентов. Ответный визит нанесли 9 чешских студентов-бакалавров, которые занимаются по программе «Русский язык как иностранный и культура речи для студентов партнерских вузов Чешской республики».
- Международное сотрудничество двух факультетов осуществляется с 2004 года и пользуется большой популярностью у студентов. За 15 лет межвузовскую стажировку прошло большое количество нижегородских и чешских студентов и преподавателей, - отметили в департаменте инвестиционной политики и внешнеэкономичеких связей Нижнего Новгорода.