Когда он выходил на сцену, все девчонки в зале обмирали: эффектный внешне, Михаил был невероятно музыкален и свинговал почище афроамериканца, а его саксофон звучал то вкрадчиво и обворожительно, то ослепительно-виртуозно. Сразу же по окончании Нижегородского музучилища он уехал в Санкт-Петербург и стал одним из самых востребованных саксофонистов Северной столицы. Уже много лет он регулярно приезжает в Нижний Новгород в составе питерского ансамбля Billy`s Band. В последний их приезд корреспондент «НН» на правах однокашницы напросилась на интервью.
Учиться и учить
- Михаил, что важного произошло в вашей жизни после окончания Нижегородского музыкального училища?
- Самое важное то, что я поступил в Санкт-Петербургский институт культуры и переехал в Питер, где и живу по сей день. Позже в Нижнем Новгороде я окончил пединститут - признаюсь, в основном для того, чтобы получить «корочки» о высшем образовании.
- То есть стать учителем музыки не планируется?
- Ну кто ж его знает, как дальше пойдет! Как бы то ни было, теперь у меня есть большущий, красивый, огромного формата диплом с квалификацией «учитель музыки» и маленький такой невзрачный дипломчик музучилища, где перечислены прочие мои специальности: музыкант-инструменталист, солист оркестра, руководитель ансамбля, дирижер и много еще чего. Но, кстати, музыкальной педагогикой я занимаюсь практически еже-
дневно уже второй десяток лет, в Billy`s Band: что-то подсказываю, о чем-то рассказываю.
- Неужели? Казалось бы, главный человек в этом ансамбле - Билли Новик и «учить» должен именно он…
- Нет, Билли пишет песни. А педагогикой занимаюсь я. И дело тут не в образовании, которое, кстати, у Билли совсем не музыкальное, а высшее медицинское. У остальных главное образование - уличное музицирование: играя на улице, тоже многому можно научиться. Так удачно сложилось, что мы дополняем друг друга и достигаем результата.
- Санкт-Петербург для музыканта - город больших профессиональных соблазнов. Могло ли быть в вашей жизни еще что-либо, кроме джаза?
- У меня лично соблазна никакого не было. Я просто искал работу. Любую. Надо было кормить семью. Было тяжелое время, девяностые, и я соглашался на все, что предлагали. Долго работал в ресторане, параллельно работал на студиях, откуда пошла моя гастрольная история: я что-то записал Максиму Леонидову, он меня взял к себе, и начались поездки. Я играл любую музыку. И, кстати, я не джазовый музыкант.
- Боюсь, если бы это услышал Владимир Иванович Макаров (педагог Михаила в музыкальном училище. - Прим. М.Ф.), он огорчился бы…
- Нет, думаю, ничуть бы не огорчился. Помню, однажды он сказал так: «Саксофонистов много. Музыкантов мало!» То есть, в общем, неважно, джаз ты играешь или классику; главное - чтобы это была музыка.
Музыка питерских улиц
- Слушая Billy`s Band, я пыталась подобрать определение стиля исполняемой музыки, но так и не справилась с этой задачей. Взять, например, вашу «Открытку проститутки из Миннеаполиса»…
- Это, собственно, не совсем песня, а, скорее, рассказ, декламация, в которой прослеживается увлечение Томом Уэйтсом. У нас были разные периоды, в которые нам было интересно играть разную музыку. Одна из стоящих, на мой взгляд, работ - «Блошиный рынок». Есть одноименный двойной альбом, и уже написан мюзикл, он же хореографическое представление - спектакль о жизни персонажей «блошиного рынка» в Питере, так называемой «Блохи» на Удельной. Мы готовим показ: премьера состоится 10 декабря в ДК Ленсовета.
- Что это за феномен такой, Billy`s Band?
- Это спонтанно сложившийся музыкальный коллектив. Жанр исполняемой музыки определить сложно, хотя мы с Билли называем его «романтический алкоджаз из Санкт-Петербурга», причем «алко» - не от слова «алкоголь», но от «алкать», «страстно желать». Говоря академически, это городской свинг. Не рафинированная традиция, а такая, уличная музыка. Я всегда говорю так: мы не играем джаз, мы его пропагандируем.
Первым делом - гитаристы
- Судя по тому, что в Питере уникальное рок-сообщество, там и джазовая тусовка должна быть какая-то особенная?
- Я человек нетусовочный, и мне сложно ответить на этот вопрос в тонкостях. Но джазовая тусовка там просто классная, и есть созданный Билли уникальный бар, The Hat, который входит в сотню лучших джазовых баров мира: туда приезжают звезды, и там каждую ночь, часов с одиннадцати, играют джем.
- В фильме «В джазе только девушки» у Мэрилин Монро не ладится карьера из-за того, что она постоянно влюбляется в саксофонистов, а те разбивают ей сердце. Отчего за саксофонистами закрепилась репутация жестоких ловеласов?
- (Смеется.) Не знаю! Вообще, самые главные сердцееды среди музыкантов - гитаристы. Потом - барабанщики. Так показывает практика. А насчет саксофонистов не знаю: по крайней мере, я на своем жизненном примере никак подтвердить этого не могу.
- Скучаете ли вы по родному Городцу, бываете ли там?
- Конечно, скучаю. К сожалению, очень давно там не был, но планирую поездку. В Нижний Новгород приезжаю с выступлениями достаточно часто, заглядываю в музыкальное училище, с Владимиром Ивановичем созваниваюсь. У меня здесь осталось много друзей, и по возможности я со всеми с ними встречаюсь.
Мария Федотова. Фото из личного архива Михаила Жидких.
Справка «НН»
Михаил Александрович Жидких родился 23 сентября 1965 года в Городце, альт-саксофонист, мультиинструменталист. Работал в различных биг-бэндах и ансамблях, участвовал в студийных записях Максима Леонидова, Игоря Корнелюка, Татьяны Булановой, Ольги Орловой, Петра Подгородецкого… Записывал музыку к фильмам «Мастер и Маргарита», «Бандитский Петербург», «Русский перевод». С 2004 года - постоянный участник группы Billy’s Band.