Известный бард прибыл в Нижний с новой программой "И какая муза меня укусила?". И пока пел - о политике, о нашей жизни и о том, что все в конце концов у нас будет хорошо, - народ целых полтора часа подпевал музыканту, а потом еще около получаса брал у маэстро автографы. - Очень понравилось! Побольше бы таких исполнителей на нашей эстраде, - рассказал нам один из зрителей. - Это Высоцкий наших дней!
Классический оптимизм
Что да, то да. Тексты у исполнителя действительно остренькие. Он даже про нынешний кризис уже песню спел. "В августе 98-го случилась маленькая репетиция нынешнего кризиса. Я тогда написал песню, - рассказал он на концерте. - А в этом году решил: а не вспомнить ли старенькое?" И спел "К вопросу об оптимизме". Строчкам "Раньше думал о сакральном, а теперь все больше о съестном…" подпевали все зрители концерта. Так же, как и песне "По классике тоскуя" (причем бард объявил, что Пендерецкий и Слонимский - это не ругательства, как некоторые могут подумать, а фамилии композиторов). А после выступления Тимур Шаов дал нашей газете эксклюзивное интервью.
ТВ пожелтело, как болезнь Боткина
- Тимур Султанович, говорят, свою первую песню вы написали в детстве, лежа в больнице со сломанной ногой.
- Нет. К тому времени уже было написано песен пять-шесть. А потом играл, как многие, в школьном ансамбле на танцах.
- В ВИА?
- Что вы, тогда это было оскорбление! Мы назывались группой. Ходили в джинсах, с длинными волосами…
- А как тогда произошел переворот к песням социальным?
- Да он у нас с самого начала был. Мы ездили тогда на самодеятельные фестивали. А уже в перестройку, в 85 - 86-м, вроде вполне безобидную мою песню на фестиваль в Сочи не пропустили, сказали: “Слишком социальная”. Времена повторяются.
- Что, неужели вас сегодня тоже не пускают на фестивали?
- Не то чтобы не пускают, но…
- Вот, кстати, зрители сегодня спрашивали, отчего вас не видать на телевидении?
- Нет, там я бываю, правда, редко. На "Культуре" бываю, на "Пятый" просачиваюсь… по ошибке (смеется). Что до остальных каналов… Это даже хорошо, что меня там нет. Некоторые телеканалы в последнее время стали такими же желтыми, как болезнь Боткина. А некая "андеграундность" даже полезна артисту.
В музыке - консерватор
- Вас часто называют последователем Галича. Вы с этим согласны?
- Мне приятно, конечно, но… (улыбается). У Галича масштаб таланта другой. Да и время… Но все-таки Галич - может быть, самый трагический из всех наших бардов.
- А в социальных песнях сейчас существует цензура?
- Вы знаете, беда, что цензура у нас сейчас не спущена сверху, как раньше. У нас сейчас люди проявляют бдительность на местах. Это страшно, но "убить дракона" - это сидит в каждом человеке. Вот и все.
- Но на ваших концертах всегда аншлаги, зрители знают ваши песни… Люди говорят, что они помогают им жить!
- Публика принимает, это да. Но я скептически отношусь к тому, что песня поможет реально помочь выжить. Хотя люди на самом деле говорят так. Наверное, им виднее.
- А что вы сейчас слушаете?
- В музыке я консервативен. Люблю "Битлз", Маккартни, тех, кого любил еще с юности. Дети пытались приучить меня к современным группам, но безуспешно. Я консерватор (смеется).
Оксана ЗЕМСКАЯ.
Справка "НН"
Тимур ШАОВ, бард, поэт. Окончил медицинский институт в Ставрополе и долгое время работал врачом. Слушал "Битлз", Высоцкого, Окуджаву. Играл на соло-гитаре в вокально-инструментальном ансамбле. Авторитеты в авторской песне - Галич, Мирзаян, братья Мищуки. С концертами выступает с 1988 года. В 1995 году стал лауреатом Грушинского фестиваля. Несколько лет назад перешел на профессиональную сцену, о чем, по его признанию, не жалеет.