На этой открытой дискуссии в зале Нижегородского информцентра яблоку было некуда упасть. Никто не молчал, так как тема каждому выступающему казалась животрепещущей. До сих пор, обсуждая и решая проблемы промыслов, говорили об уникальной красоте народного творчества, о сохранении традиционных способов производства изделий. Рассуждали хорошо и правильно, принимали решения, помогали, и поэтому в единственном регионе страны, Нижегородской области, сохранилось небывалое количество образцов камнерезания, росписи, ковки, шитья - всего не перечесть. Называют цифры от 27 и до 120 мест бытования наших промыслов. Пришло время решать, как двигаться дальше.
Любоваться или пользоваться?
Если в прежние времена кружевные подстаканники, городецкие хлебницы, деревянная расписная посуда имелись в сервантах каждой семьи, то сегодня изделия НХП разбирают в основном туристы и гости на память о посещении достопримечательных мест, мастерских, где создаются изделия ручного труда. Как это все производится, кем, где, узнают из рассказов экскурсоводов, принимая участие в мастер-классах, наблюдая за работой талантливых кузнецов, художников, изучая экспозиции музеев. Соединить воедино производство, экспозиции, туристические маршруты и продажу - дело нелегкое. Начиная с того, что отмечалось всеми участниками: нужно определить объемы имеющегося богатства, возможности пропаганды, рекламы, ценовую политику.
Что говорить, если даже дорогие изделия ручной работы у нас продаются в палатках или магазинчиках, практически в чуланах, «навалом», без упаковки, говорили участники обсуждения. Группу туристов приводят туда, где они купят неизвестно что...
Пока туризм и промыслы разделяет пропасть. Председатель комитета по туризму и индустрии гостеприимства при ТПП области Татьяна Смайл, Сергей Яковлев - директор ГБУ НО «Нижегородский туристско-информационный центр» имеют вопросы к тем, кто занимается производством:
- Мы хотим продвигать предметы народного искусства для потребителя. Уезжая из Нижегородской области, каждый ее гость должен увезти домой память, то, что есть только тут, у нас, предметы подлинного искусства, приходящего из глубины веков. Товар нужно подавать во всей красе.
Готовность пропагандировать традиционное искусство нижегородцев показали представители турагентств. Мария Свиридова из «Розы ветров» отметила, что для того, чтобы показать промыслы, для гостей на местах нужно организовать «правильные» мастер-классы, оборудовать для них хотя бы минимальные удобства, туалеты, кафе, брендовые магазины и хорошие музеи.
На заброшенном четвертом
Зашла речь и о главном, общем, областном музее народного творчества, находящемся над магазином промыслов, что на Большой Покровской. Даже из тех знатоков, кто собрался в зале Информационного центра, не все там побывали. Многие не знают, где располагается уникальная коллекция, которую член правления ТПП Денис Лабуза назвал алмазным фондом нижегородских мастеров.
Представители отрасли туризма сознались, что привозят сюда группы в последнюю очередь. Взобраться без лифта на четвертый этаж, ходить по неприспособленным лестницам и темным коридорам, а после смотреть на «подвешенные на проволочке» уникальные экспонаты большинство гостей отказываются. Подъехать на туристическом автобусе к музею тоже невозможно.
Критика прозвучала и в адрес центрального магазина промыслов. Собрание «товаров» не манит посетителей, в этом магазине не знаешь, купишь ты за большие деньги дешевую подделку или то, что можно будет показать дома.
Директор магазина Иван Лабуза не отрицает трудностей.
- Работаем пока с частными экскурсоводами, хотя хотели бы систему изменить. Если связи с туроператорами укрепятся, могли бы проводить у себя показы, приглашать к сотрудничеству переводчика. Идей много...
Нужна и упаковка, соответствующая редким художественным изделиям. Выяснилось, что только три предприятия - Казаковская филигрань, Павловский завод имени Кирова и Семеновская фабрика хохломской росписи - сопровождают свой товар кратким описанием, рассказом об истории уникальных предметов народного искусства. Остальные продают работы как обычные сувениры. Магазин доупаковывает изделия.
Коммерческий директор Казаковской фабрики Вадим Скрябин объяснил, что готов помогать другим производителям в производстве упаковки, но для этого нужно взаимодействие всей системы НХП.
Жить дружно
Такое взаимодействие, объединяемое туристической отраслью, может стать полезным и при разработке турмаршрутов. Елена Комиссарова, представитель Борнуковской камнерезной фабрики, считает, что «мудрый рынок» не может сам расставить все на свои места. Нужна помощь в разработке общих маршрутов. Рядом с Борнуково - Большое Болдино, куда едут тысячи людей. Проезжая практически мимо многих достопримечательностей, они и не ведают, что пропустили уникальный подземный музей камнерезания, вовсе не знают названия Борнуково. Нет хороших путеводителей, современных рекламных буклетов.
Обсуждение коснулось даже наименования нижегородского культурного наследия. И правда, аббревиатура НХП вне региона никому ни о чем не говорит, да и блеклое «народные художественные промыслы» - не совсем точное название, отметила Александра Шарова из экскурсионного бюро «Нескучный Нижний». Изделия мастеров - не только предмет продаж, безусловно, традиционное искусство нужно сохранять как источник художественного наследия.
Только осведомленный турист будет понимать, почему изделия ручной работы, проходящие многие стадии производства, над которыми трудятся уникальные мастера, не могут стоить копейки. Крашеную ложку, которой нельзя зачерпнуть горячий суп, можно купить во всех аэропортах мира, а расписанной вековой кудриной, придуманной предками, закаленной в печах поварешкой можно воспользоваться по назначению. Нужно открыть брендовые магазины, музеи с выставками-продажами, отделить подлинное от поддельного и произведенного в других частях света. Тогда поедут и к нам.
Назад - в будущее
- Жизнь идет, у людей поменялись ценности, и если раньше в тренде была старина, то теперь покупатель настроен на новое, - справедливо заметила Александра Шарова. - Как никто не купит старый гаджет, ищут последнюю модель.
- На фабриках должны работать современные дизайнеры, производиться востребованные изделия не только для коллекций. Не держать в сундуках, а демонстрировать уникальные костюмы и платки с серебряной и золотой вышивкой, показывать, как их можно носить сегодня, изготавливать новое, - добавила организатор встречи, замдиректора Информационного центра Екатерина Чудакова.
Пример показали прямо на круглом столе - шали из современных тканей, вышитые мастерицами.
Нужны структурная пропаганда НХП, в том числе на каналах ТВ, аукционы художественных изделий, создание системы, которая поможет сберегать и комплексно развивать весь имеющийся потенциал производства, музеев, выставок, предприятий и центров торговли…
Что необходимо изменить в первую очередь? Время укрепить сотрудничество предприятий-производителей, мастеров, торговли и туристического сектора, показать лицом и товар, и его историю к юбилею Нижнего Новгорода.
Мнение эксперта
Анна Нистратова, независимый исследователь. Москва:
- Нижегородцы! Вы обладаете богатством, которое для начала нужно систематизировать. Мода на старину и новое тут ни при чем. Нужно сосредоточиться на системности. Отрасль находится в столь глубоком кризисе, что только комплексные меры могут решить все поставленные вопросы. Должны быть проведены системные исследования повсеместно. Художественные промыслы - это не только производство, нужно учесть работу отдельных мастеров, ремесленников, которых здесь много. Толком никто не знает объема рынка, из чего он состоит, какой у него потенциал.
Многие вещи существуют в непрерывной традиции, что для территории России вообще уникально. И это все напрямую связано с туризмом. Нужно инициировать эти исследования, для чего создать платформу для общения.
У предприятий НХП нет нормальной репрезентации, сайтов, должна быть информация и на других языках. Образование, культура, пропаганда идут в этом деле рука об руку, подключите органы власти. Поверьте: раздавать и продавать людям нужно не предметы, а легенду, историю, знания. Это также важно для того, чтобы художественные промыслы продолжали существовать.
Вера Чеботарева. Фото Александра Воложанина.