Звуковые светофоры, кнопки в лифте и таблички в гостиницах, дублированные азбукой Брайля для незрячих, возможность свободно передвигаться по городским улицам и пользоваться общественным транспортом для инвалидов-колясочников - людям с ограниченными возможностями, живущим в России, об этом часто остается только мечтать.
Опыт по освещению проблем инвалидов внимательно изучают в Нижегородском филиале Университета Российской академии образования (УРАО). В частности, во время прошлогоднего визита в Нижний Новгород директора программ по освещению проблем медицины и здравоохранения в Высшей школе журналистики Университета Нью-Йорка Труди Либерман и профессора факультета коммуникаций в Университете Вурстер (штата Массачусетс) Барбары Занг обсуждалось то, как освещаются проблемы инвалидов у нас и "у них".
Около 20 лет назад в США был принят закон об инвалидах, гарантирующий им равные права в обществе, который способствует интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. Американские журналисты держат под контролем его исполнение.
В России большинство людей с ограниченными возможностями живет практически в полной изоляции или находится в специализированных заведениях - учатся в спецшколах или специнтернатах, работают на спецпредприятиях. Для сравнения: согласно американскому закону об инвалидах, дети с ограниченными возможностями и даже с психическими отклонениями учатся в обычных школах. Да, там тоже есть спецшколы для инвалидов, но они предназначены только для детей с глубокими нарушениями психики, которым сложно находиться в семьях.
Чтобы к детям с ограниченными возможностями хорошо относились их здоровые сверстники, действует специальная программа. Обычных школьников знакомят с куклами-инвалидами, которые "рассказывают" о себе - что с ними случилось, как они живут и какие трудности испытывают, а дети не стесняясь задают вопросы, выясняют то, что их тревожит и в итоге понимают, кто такие инвалиды, привыкают общаться с ними на равных, не причиняя боли.
По-другому решается и проблема трудоустройства инвалидов в США. Там инвалиды работают на обычных предприятиях - на таможне, в аэропортах, различных департаментах.
По словам заместителя директора по научной работе УРАО Славы Федулиной, первым шагом на пути интеграции наших сограждан с ограниченными возможностями в полноценную общественную жизнь станет открытие специализированного Центра подготовки журналистов, пишущих об этих проблемах.
Александра МАХЛИНА.
Кстати
Результатом принятия специального закона об инвалидах в США стало безбарьерное пространство, которое включает:
оборудованные лифтами магазины, расширенные двери и отсутствие препятствий на тротуарах;
каждый дом, магазин и общественный транспорт доступны и удобны для людей с ограниченными возможностями;
для колясочников везде предусмотрены подъемники или пандусы и широкие двери;
для информирования об имеющихся специальных приспособлениях для инвалидов широко применяются радиодинамики и надписи на азбуке Брайля.
Справка "НН"
В нашей стране проживает более 13 миллионов инвалидов. В Нижегородской области их более 387 тысяч, в том числе детей с ограниченными возможностями - свыше 12 тысяч. Только малая часть этих людей живет полноценной жизнью. Скажем, среди колясочников таковых всего 8 процентов.