Год на адаптацию

Год на адаптацию

В условиях нового Лесного кодекса лесопромышленный комплекс Нижегородской области живет второй год. Главный лесной документ внес существенные коррективы в процесс управления лесами, их использования, охраны и защиты лесных запасов. Обсудить плюсы и минусы нового закона и те неудобства и новшества, которые произошли в отрасли, в рамках "круглого стола" "Результаты работы лесопромышленного комплекса области в условиях нового Лесного кодекса" собрались накануне открытия на Нижегородской ярмарке выставки "Леспроминдустрия-2009" в пресс-центре газеты "Нижегородские новости" специалисты лесопромышленной сферы региона во главе с заместителем областного министра экологии и природных ресурсов Александром Орнатским.
Участниками "круглого стола" также стали директор ОАО "Сосновский лес" Леонид Калашников, директор ООО "Лесное" Игорь Моклов, арендатор лесного участка в Краснобаковском районе Юрий Босов.
Что изменилось
А.Н.Орнатский:
- Безусловным плюсом нового Лесного кодекса можно считать передачу от федерального центра регионам полномочий по использованию лесных ресурсов. Региональная власть ближе к реалиям лесной отрасли, лучше знает, как и где использовать лесные угодья. Более того, на местах легче объективно оценить соблюдение предприятиями лесопромышленного комплекса экологических требований и вклад каждого их них в процесс лесовосстановления. В Нижегородской области с 1 января 2008 года обеспечением государственного лесного контроля и надзора занимаются 468 лесных инспекторов, которые являются государственными служащими со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Предусмотренный новым Лесным кодексом аукционный метод распределения лесных ресурсов можно также рассматривать как плюс. Преимущество аукциона перед конкурсом в "прозрачности" определения победителя. На аукционе выигрывает та компания, которая может заплатить больше денег и чиновники повлиять на результат не могут.
Аренда теперь может быть не только краткосрочной, но и долгосрочной. На сегодня 60 процентов лесов области (по запасу) передано в аренду для заготовки древесины, заключены и приведены в соответствие с законодательством 99 договоров аренды. При этом арендатор берет на себя обязательства не только рубить березки и осинки и иметь с этого неплохой куш, но и заниматься восстановлением, защитой и охраной леса. В 2008 году в лесах нашей области было заготовлено 2 миллиона 637,1 тысячи кубометров древесины, из них 1 миллион кубометров приходится на арендаторов. В 2006 - 2007 годах эта доля соответственно составляла 400 и 800 тысяч кубометров древесины. Налицо положительная динамика. От реализации древесины на лесных аукционах в областной бюджет поступило в прошлом году по сравнению с 2006 годом в три раза больше средств, доходы от использования лесов выросли более чем в два раза и составили почти 506 миллионов рублей.
Кризис не обошел стороной и ЛПК
И.В.Моклов:
- Соглашусь с Александром Николаевичем, 2008 год был на редкость для нижегородских лесопромышленников удачным. И это несмотря на то, что до марта прошлого года, практически три месяца, закон пробуксовывал из-за отсутствия ряда важных подзаконных актов как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Потом машина заскрипела, но заработала. Мы стали получать даже кое-какую прибыль. Ситуация резко изменилась к началу года. К этому времени резко снизились объемы реализации лесозаготовительными предприятиями всех видов древесины: и пиловочника хвойного, и пиломатериалов из этой же породы дерева, и фанерного кряжа и хвойных балансов.
С ростом объемов предложений существенно снизились цены на лесопродукцию. Рыночные цены на мелкотоварную древесину, а наше предприятие в основном занимается лесопилением, фактически снизились в два раза и сравнялись с аукционными, где царствует его величество частник, для которого обязательства минимизированы. Получив делянку, он осваивает ее, не задумываясь ни о воспроизводстве лесопосадок, ни о санитарной рубке, ни о необходимости проведения противопожарных мероприятий в отличие от арендатора. У последних на единицу площади заготавливаемого ресурса затрат больше: на саму рубку, очистку лесосеки, восстановительные работы. А значит, и себестоимость лесных ресурсов у арендаторов выше. И не забывайте, мы несем бремя расходов по арендной плате. Этой обязанности с нас никто не снимал. В связи с этим государственная поддержка лесопромышленного комплекса жизненно необходима.
Предложения сформулированы
А.Н.Орнатский:
- Ухудшение ситуации на мировом и российском финансовых рынках не позволяет рассчитывать на серьезные позитивные изменения в ближайшем будущем в экономической конъюнктуре и ожидать улучшения ситуации в лесозаготовительной промышленности. При сохранении существующих тенденций мы прогнозируем: снижение на 50 процентов объемов заготовки древесины, дальнейшее ухудшение финансовых результатов деятельности большинства предприятий, увеличение уровня износа основных фондов.
Сложная экономическая ситуация, в которой оказалась лесозаготовительная промышленность, требует принятия безотлагательных мер. В условиях резкого падения спроса на древесину установленный в договорах аренды размер пользования не может быть освоен в полном объеме. По экспертным оценкам в 2009 году арендаторами лесных участков будет заготовлено не более 600 тыс. кубометров древесины. Поэтому в качестве одной из главных мер государственной поддержки предлагается установить порядок расчета арендной платы за использование лесов в 2009 году, исходя из объемов фактической заготовки древесины. Сейчас арендная плата устанавливается исходя из всего объема лесного ресурса, предоставленного в пользование.
Эти предложения должны быть рассмотрены на ближайшем заседании антикризисного совета при губернаторе. Мера чрезвычайная, поскольку из областного бюджета "выпадают" 20 миллионов рублей, но вынужденная. Если путем анализа налоговых отчислений, осуществляемых лесозаготовителями, нам удастся доказать необходимость этого шага, то перерасчет арендной платы по более мягкой схеме произойдет с 1 января 2009 года и плату можно будет вносить не ежемесячно, как сейчас прописано в арендных договорах, а ежеквартально.
Л.К.Калашников:
- Я бы хотел остановиться на том, что в обществе сложился устойчивый стереотип арендатора леса как потребителя, руководствующегося извечной психологией: один раз живем на свете и что мне до вашего светлого будущего. Что не соответствует действительности. Теперь сам арендатор должен заниматься восстановлением арендуемого леса, и сам же вести лесотехнические работы. Это в его же интересах. Иначе через несколько лет заготавливать арендатору будет нечего, речь идет о его стабильном будущем, стабильном доходе.
В ОАО "Сосновский лес", который я возглавляю, 38 тысяч гектаров лесных угодий, которые требуют хозяйской руки. При этом в 2008 году в казну в виде арендной платы, налогов наше предприятие перечислило порядка 10 миллионов рублей. Но мы до сих пор не можем получить от ФГУП "Поволжский леспроект" проекта освоения лесного участка, без которого в сезон массовой заготовки леса мы вынуждены простаивать. Проектная организация так перегружена, что не успевает оформить соответствующую документацию, хотя наша заявка лежит с октября прошлого года. Мы вложили серьезные инвестиции в наше предприятие, закупили финское деревообрабатывающее оборудование на сумму 760 тысяч евро, и оно по той же причине простаивает. Закон приняли, а механизм его исполнения явно не продумали.
Правила игры меняются на ходу. Первоначально при заключении договора аренды рубка ухода осуществлялась бесплатно, теперь за это приходится платить. На днях арендаторы получили список из 100 наименований для осуществления противопожарных мероприятий. В этом списке значится и наличие 1-2 противопожарных машин, которые мы должны приобретать также за собственные средства. Согласитесь, нынешний арендатор никак не похож на потребителя.
А.Н.Орнатский:
- Нагрузка на арендаторов леса действительно серьезная. И цифры говорят сами за себя. По сравнению с 2006 годом в 2008-м на 85 процентов увеличились объемы лесовосстановительных мероприятий, в шесть раз уменьшилась площадь лесных пожаров. Как дополнительная мера поддержки лесной промышленности предлагается, в рамках ранее принятой областной целевой программы "Охрана, защита, воспроизводство лесов Нижегородской области на период до 2012 года" компенсировать арендаторам лесных участков, осуществляющим заготовку древесины, до 50 процентов затрат на выполнение лесовосстановительных работ за счет средств областного бюджета. Сейчас государство никак в этом не участвует. Это предложение так же, как и изменение порядка расчета арендной платы, сначала должно быть одобрено антикризисным советом при губернаторе. Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области подготовлен и озвучен на недавнем общероссийском селекторном совещании пакет антикризисных предложений, предусматривающих в том числе за частичное возмещение арендаторам затрат на противопожарные мероприятия из средств федерального бюджета. Повторюсь, это пока только предложения.
Инвесторы подтягиваются
Ю.П.Босов:
- Прошлый год мы действительно закончили с прибылью, но прибылью условной. Почему условной, объясню. Лесохозяйственные работы не укладываются в государственные расценки. Мне пришлось в прошлом году построить 100-метровый мост через реку Уста. И все эти затраты, естественно, легли на себестоимость продукции. С октября начались неплатежи. Только по договору с ГАЗом у моего предприятия завис 1 миллион рублей. Практика, когда "вы привезите, а мы через 3 - 6 месяцев оплатим", - повсеместная.
Те, кто занимается лесопереработкой, крайне нуждаются в платежеспособном потребителе. Мне, как и всем остальным, хотелось бы попасть в федеральную программу строительства олимпийских объектов в Сочи. Умеем все: от цилиндровки до паркетного пола. Вопрос: как попасть? Пытаюсь прокредитоваться в банке. Благо Лесной кодекс снял правовые ограничения и разрешил арендаторам лесных участков передачу арендных прав в залог под кредит или внесение их в качестве вклада в уставной капитал. Но это только на бумаге. Ни один банк в Нижнем Новгороде, в том числе и "Лесной банк", не признают арендные права как залоговую составляющую.
Минусом нового Лесного кодекса можно считать то, что он не учитывает интересы малых и средних лесоперерабатывающих предприятий, рентабельность которых невелика и колеблется в пределах трех процентов.
А.Н. Орнатский:
- Напомню, что новый Лесной кодекс задумывался прежде всего с целью повышения инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса. И определенные положительные результаты в этом направлении есть. За прошедший год на инвестиционном рынке области появились такие крупные игроки, как компания ООО "ФК "Росплит", ЗАО "СУ-155". На территории Семеновского лесного хозяйства, третьей в России после Карелии и Пскова экспериментальной площадке подобного рода, будет отрабатываться модель образцово-показательного лесного хозяйства (модельный лес). Так что движение вперед, безусловно, налицо. Но это задача не одного дня.
Эльвира ПЕЧЕНЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате