20 марта - Международный день театра для детей и молодежи. Накануне праздника художественный руководитель нижегородского театра "Вера" Вера ГОРШКОВА рассказала о драматурге Рудольфе Каце, который стал для коллектива "своим" автором.
Мудрый романтик
- Я люблю театр за его способность исподволь работать над сознанием зрителей. Люблю за то, что он предоставил возможность познать творчество, понять - это не выдумка, а проявление человеческого духа. Наконец, только театр дал мне друзей. Имя Рудольфа Эммануиловича Каца занимает в этом списке особое место.
Мысленно возвращаюсь к первой встрече с ним в тогдашнем Ленинграде. Помню, как поднялись на второй этаж дома на Светлановском проспекте. Навстречу из квартиры шагнул человек ершистый, с внимательным, изучающим взглядом, свою ранимость пытаясь скрыть подчеркнутой элегантностью и холодноватой аккуратностью. Актеры потом сказали, что он похож на Мудрого Лиса из "Маленького принца". А вскоре Рудольф Эммануилович приехал на премьеру "Сцен у Пушкинского дома", и мы вместе с ним ездили играть спектакль в Болдино. Наш первый, пусть наивный, но светлый спектакль по его пьесе подарил театру и мне огромную радость общности наших устремлений.
Триумф "Вольнодумцев"
- Потом были письма, звонки. Мы уже репетировали "Мечту о Михееве", давно написанную Кацем пьесу, когда родилась новая - "Осенние вольнодумцы", и драматург внес коррективы в наши планы: срочно ставить. Наступало время перемен - шел 1986 год, - и премьера стала событием. Зрители задыхались от собственной смелости, что смотрят ТАКОЕ. У актеров, которые ТАКОЕ играют, спрашивали, как им это разрешили. Осенью 1988-го в Евпатории на фестивале "Рампа-дружба" играли "Осенних вольнодумцев" ночью, вне конкурса. Когда после оглушительных оваций вышли на площадь перед театром, поразились: никто не ушел. Всех объединили одни чувства и мысли. Зрители стояли и тихо пели. Пела вся площадь. Это был час его славы, наш успех. Мы еще не знали, что Рудольфа Эммануиловича уже нет. Там, в Питере, внезапно остановилось сердце.
Современные Ромео и Джульетта
- Последняя пьеса Каца - "Умфолози". Придуманному неологизму драматург дал такое объяснение: земной рай. Сколько живет человек, он всегда его ищет. Где он и есть ли вообще?
Это пьеса о молодых людях, современных Ромео и Джульетте, потерявших веру в добро. Их жизнь искорежена равнодушием, они пытаются вырваться из замкнутого круга. Почти 20 лет назад перед нами, тогда еще студийцами, вставал вопрос: как играть? Ведь можно было свести все к чернухе, этакой леденящей кровь истории из жизни наркоманов.
Наступило другое время, но пьеса по-прежнему остается злободневной. Формируя репертуар нынешнего сезона, вместе с нашим актером и режиссером Владимиром Червяковым искали современное произведение и свой выбор остановили на "Умфолози". Самое важное было точно распределить актеров. Если бы у нас не было Маши Митрофановой и Арама Караханяна, не пришел бы в труппу Дима Суханов, то никакого разговора о новом сценическом воплощении "Умфолози" не возникло бы.
Мэтр отечественной драматургии Виктор Розов однажды посоветовал своему молодому коллеге: "Рудик, поменяй фамилию, пиши под каким-нибудь псевдонимом". Рудольф Кац отказался и вошел в литературу под своим именем. Драматург ушел из жизни, не перешагнув 50-летний рубеж. Но спустя годы Рудольф Кац остается с нами.
Записал Владимир ШЛЫКОВ.