Зачем нужны эмоции искусственному интеллекту

Зачем нужны эмоции искусственному интеллекту

Искусственный интеллект постепенно входит в нашу жизнь, он решает все более сложные задачи, и у человека остается все меньше сфер, в которых он еще может конкурировать с машинами. Однако любить, грустить, ненавидеть программы пока не могут. Фильмы о роботах, способных испытывать какие-либо чувства, - это по-прежнему из области фантастики. Эмоции остаются прерогативой исключительно человека. Однако искусственный интеллект пытается вторгнуться и в эту область.
Сотвори себе друга
Потребность в эмоциональном искусственном интеллекте связана с тем, что людям нужны друзья. Вступать в отношения друг с другом нам непросто, нужно идти на компромиссы, уступать, принимать другого таким, какой он есть. Робот же может стать идеальным другом, он будет реагировать так, как нам кажется правильным.
Неудивительно, что растет популярность виртуальных помощников, таких как Алиса, Сири, хотя их ответы далеко не всегда попадают в точку, что не может не веселить пользователей.
Эмоциональный искусственный интеллект - это машины или программы, которые могут распознавать, классифицировать и воспроизводить эмоции. И сегодня уже есть роботы, способные воспроизводить человеческую мимику. Но стоит задача научить искусственный интеллект быть на одной волне с человеком, распознавать чувства как очевидные - радость, грусть, так и полутона - сарказм, скрытая ирония.
Чем человеку может помочь эмоциональный искусственный интеллект?  Например, сделать более эффективным обучение. Если лектор рассказывает монотонно, сухо, не делает акцентов, не использует шуток, то такую информацию усваивать сложно. Уже доказано, что эмоционально поданные знания человек легче встраивает в систему своего опыта.
Если программу в навигаторе автомобиля научить считывать эмоциональное состояние водителя, то она может быть полезна и в предотвращении ДТП, напоминая лихачу, что необходимо снизить скорость, быть внимательным.
Все люди нуждаются в эмоциональной поддержке. Задача - научить нейросети классифицировать поток информации, в частности эмоций. В Китае уже была предпринята попытка сделать эмоциональный чат для общения. Однако ограничения с точки зрения психологии добиться желаемого результата пока не позволяют. Об этом рассказала научный сотрудник Института психологии РАН, лаборатории психофизиологии им. В.Б.Швыркова, кандидат психологических наук Анастасия Бахтина на открытой лекции в парке Науки ННГУ.
Научить настроению
Как известно, к искусственному интеллекту относят программы и системы, которые могут выполнять функции, присущие человеческому разуму: играть в шахматы, разговаривать, отделять кошечек и собачек по внешнему виду. Но это не значит, что он способен решать эти задачи так же, как человек. Умные машины воспроизводят результат, функцию, а не сам механизм. Сегодня программа уже может достаточно удачно отвечать «с эмоциями», а точнее, вставлять слова, их выражающие. Но получается это не всегда уместно.
Была попытка научить машину распознавать эмоции по голосу. Для этого записывали фразы людей, которые выражали одну из шести базовых эмоций: радость (довольство), удивление, печаль (грусть), гнев (злость), отвращение, презрение, страх.
На этих искусственно выраженных эмоциях система работает. Но, согласитесь, есть разница: когда люди естественно проявляют эмоции и когда делают это намеренно. В каком случае эмоции будут более выражены? И способна ли программа распознавать естественные эмоции?
Для обучения нейронным сетям потребуется учебный материал. Сделать, например, выборку голосов можно, но кто возьмется их классифицировать по категориям?
- Голосом человек может модулировать сразу несколько эмоций. С другой стороны, если будет создана искусственная система, которая могла бы объективно определять эмоции говорящего, то она могла бы очень помочь в понимании детей с расстройством аутистического спектра. У них есть проблемы как с продуцированием эмоций, так и с их пониманием. Многие дети-аутисты не умеют выражать эмоции, - говорит Анастасия Бахтина.
Отделить грусть от скуки
Задача классифицировать эмоции - сложно решаемая. Это связано с тем, что психология как наука сейчас находится на допарадигмальном ­этапе (стадии, когда большая часть знаний привносится из нашего интуитивного бытового опыта). К слову, такие этапы проходили и другие науки. Проблема также в том, что нейробиологи, физиологи, психофизиологи не могут дать определения многим понятиям (и в том числе эмоциям) с научной точки зрения, хотя ученые и проводят исследования на животных, наблюдая за их эмоциями. Например, за тем, как подопытные испытывают страх. Но как при этом различить депрессивных мышей от недепрессивных, тревожных от нетревожных?
Есть справочники-классификаторы всех животных, и там придуманы признаки, по которым можно отделять, например, одну утку от другой, и такая же классификация нужна, чтобы различать эмоции.
Сложность также в том, что эмоции связаны с ментальностью. Россиян, например, часто обвиняют в излишней серьезности, что они мало улыбаются, а на Западе улыбка на лице считается нормальным внешним проявлением настроения человека. Европейцам невдомек, что мы же привыкли считать улыбку как проявление некой оценки внешних факторов.
Исследования подтверждают, что для воспроизводства эмоций важен язык. На иностранном шутка кажется не такой смешной, как на родном языке, да и ругательства воспринимаются менее грубо.
Ученые пытаются создать метод измерения эмоций. Классифицировать эмоции по голосу, активности зрачка, изменению мышечного тонуса, дыханию, сердечному ритму. Проводится множество экспериментов. Испытуемым показывают видео или картинки. И уже создана большая база видеорядов. Экспериментаторы учли ментальные особенности восприятия людей разных национальностей, а также создали отдельные базы для мужчин и для женщин, по-разному воспринимающих картинки. Но все равно остается нюанс субъективного восприятия. Например, раны у обычного человека вызывают отвращение, а у студентов-медиков они вызывали неподдельный интерес. Сложно понять, как различать полутона, например, то, чем грусть отличается от скуки. И уж научить этому машину - задача, скорее всего, неопределенного будущего.

Это интересно
В работе по интеграции эмоций в искусственный интеллект стоит выделить два направления, которые очень тесно связаны. Во-первых, определение эмоций человека по его лицу, жестикуляции и так далее. Над этим интенсивно работают в Соединенных Штатах под руководством Розалинд Пикард. В ее лаборатории проводятся интересные эксперименты: участники закрепляют камеры перед собой, которые с некой периодичностью снимают выражения лиц окружающих и одновременно собирают данные в динамике - проводимость кожи, пульс, давление и так далее, ассоциируя эмоциональную реакцию и показания нательных датчиков.
Другое направление - воспроизведение человеческих эмоций в вычислительных системах. У машин нет нейронов, нет нейромодуляторов, их реакции не основаны на биохимии, а работают на основе вычислительных процессов. Соответствие между вычислительными процессами и мыслительными далеко не линейно. Приходится создавать достаточно сложные теории, чтобы понять, из чего, в целом, собираются те или иные психологические феномены и как мы можем воспроизвести это в вычислительных системах.

Вопрос дилетанта
- Может ли искусственный интеллект испытать какую-то эмоцию, сам себя перенаправить в исследовании, как Архимед, который воскликнул: «Эврика!» - и открыл закон гидростатики?
- Чтобы научить искусственный интеллект испытывать эмоции, он должен уметь их распознавать, так как он учится у людей. Даже если «скормить» искусственному интеллекту социальные сети, где люди активно общаются и есть много слов, смайликов, обозначающих эмоции, то это не поможет. Для этого люди сами должны научиться четко распознавать эмоции, - утверждает Анастасия Бахтина.

Цитата
«Кажется, что машина может теперь полностью заменить человека во всем. Понятие сейчас такое распространено - «искусственный интеллект». Да, он может быть даже в чем-то эффективнее человека. Но он искусственный, в нем нет того, что присуще человеку, - нет сердца, души, нет сострадания».
Президент России Владимир Путин.


Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате