Юбилейное всплытие Гребенщикова

Юбилейное всплытие Гребенщикова

Концерт легендарной петербургской группы в рамках юбилейного тура (в конце прошлого года Борису Гребенщикову исполнилось 55) должен был состояться в Нижнем месяцем раньше. Но в январе музыкант перенес операцию на сердце, и все концерты были отменены. Поэтому поклонникам группы, заполнившим КЗ "Юпитер", было важно убедиться воочию, что юбиляр в добром здравии.

Концерт без регламента
Начиналось все немного тревожно. Борис Борисович пел преимущественно сидя на стульчике, а моментами даже брал передышки, отсаживаясь на задний план сцены и слушая музыку. Да и пелись в основном медленные блюзовые вещи. Зал внимал тихо и трепетно.
Но постепенно и музыка, и публика повеселели, Гребенщиков встал в полный рост и начал вести себя энергичнее, поднажав на зажигательные африканские и ирландские мелодии. Зал оживился, а самые активные поклонники устроили перформансы с танцами, дефиле, "паровозиками", подношениями цветов и загадочных подарков. В итоге "Аквариум" провел на сцене больше двух часов и спел для нижегородской публики, которую явно любит и ездит к ней не реже раза в год, немного больше песен, чем собирался изначально.
Юбилейная программа оказалась нерегламентированной: слушатели отмечали, что, скажем, на выступлении в Казани группа сыграла совсем другой набор песен. Значит, пелось то, что именно сегодня легло на душу. Это песни из нового альбома "Лошадь белая", полные светлой печали ("Погляди в небо - какие там краски: божьи коровки, анютины глазки"). А также некоторые давно не исполнявшиеся в Нижнем вещи вроде "Древнерусской тоски", "Глубоко в джунглях" и "Дня радости".
"Боря, жги!"
Вообще ни о какой круглой и крупной дате, обозначенной в афишах, ни музыканты, ни слушатели не заикались. Концерт не носил никакого "ретроспективного характера", и ноток "подведения итогов" не было. На чье-то пожелание спеть старенькие песни Б.Г. благодушно ответил: "Да они все старенькие. Вопрос в том, что вы понимаете под этим словом". Он же сам не подразумевает под ним ничего особенного: "Я не понимаю, в чем отличие старости от НЕстарости". Новые песни для него - те, что поются здесь и сейчас или же еще не написаны.
С залом музыкант общался охотно, отвечая на реплики и прочие звуки ("Так кричат слоны - первый признак просвещенного города!" - смешно отреагировал он на неожиданный рык звуковой аппаратуры). Но заказы выполнять не спешил. Тем более что посылы зала были в диапазоне от "Боря, жги!" до "Мы вас любим!" и от "Давай из Вертинского!" до "Давай "Пригородный блюз"!". Так богато и многообразно творчество Б.Г. - каждый найдет свое. Кстати, песню Майка Науменко "Пригородный блюз" некий загадочный посетитель всех концертов "Аквариума" с завидным постоянством требует исполнить уже на протяжении доброго десятка лет. Возможно, это некий пароль, известный только Гребенщикову и его слушателю.
Ольга ГОРНОВА.

Высказывания Б.Г. из интервью разных лет о…
…сложности текстов:
- А вы когда-нибудь пробовали читать "Откровение" Иоанна Богослова? Почему мои тексты должны быть проще?
…чудесах:
- Нужно быть слепым, глухим и полностью лишенным соображения, чтобы не замечать, как высшая сила нам всем помогает, каждому без исключения. Но большая часть людей слепа, глуха, плохо соображает и ничего не замечает. Без Божьей помощи никто из нас не прожил бы и часа.
…воспитательной роли песен:
- Если вы чему-то учитесь у песен, то таким образом учитесь у самих себя, потому что наши песни - ваши зеркала. Анализируя песни, вы анализируете устройство своего сознания.
…восприятии искусства:
- У.Х.Оден, кажется, говорил о тесте поэзии на подлинность: если ты, бреясь утром, читаешь наизусть стихи и от этих стихов волосы встают дыбом, это истинная поэзия. Мороз по коже - это то же самое. Такой тонкостью восприятия можно гордиться.
…славе:
- Я думаю, что люди, которые говорят, что их раздражает слава, кривят душой. Люди, которые не хотят быть никому известны, они и будут неизвестны… Но славе я обязан тем, например, что не могу пойти ни в один клуб, мне сложно ходить в театр, потому что, вместо того чтобы смотреть, что там происходит, мне приходится давать автографы. Это достаточно сковывает. Людям как-то хочется вступить со мной в контакт, а это немного ограничивает свободу передвижения. Но это не такая большая цена. Я вполне готов ее платить.
…фразе "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей":
- Пушкин всегда прав, но нужно внимательнее читать. "Легче" не значит "больше".
…том, что некоторые считают Гребенщикова философом:
- Это меня веселит больше всего.

Факты из жизни
Дед Бориса Гребенщикова был начальником Балтийского флота, и его именем назван пароход "Александр Гребенщиков". А первые аккорды на гитаре музыканту показала баба Катя - бабушка по линии матери.
Знаменитую песню "Город золотой" Борис Гребенщиков услышал в начале 1980-х от одного своего знакомого. Песня показалась ему настолько прекрасной, что музыкант долго пытался выяснить, чья она, но лишь через 10 лет узнал, что ее написали Хвостенко и Волохонский. "Я был бы счастлив, если бы у меня получались такие вещи. Я ее считаю практически совершенной", - говорил Б.Г.
В разные годы перед выступлениями "Аквариума" на концертных площадках запускали разнообразные записи песнопений тибетских монахов и ирландскую народную музыку.
Борис Гребенщиков является составителем самого полного списка русских чудотворных икон, который постоянно пополняется. "Стыдно, что за все время советской власти одному только музыканту пришло в голову выяснить, где у нас есть чудотворные иконы", - считает Гребенщиков.
Недавно имя Гребенщикова оказалось в одной компании с именами знаменитых российских литераторов. Его творения вошли в "Книгу, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно". Это уникальный сборник рассказов, средства от его продажи будут направлены в Фонд помощи хосписам "Вера". Среди других авторов издания - Акунин, Гришковец, Кабаков, Маканин, Петрушевская, Прилепин, Толстая, Фрай, Лимонов, Пелевин, Сорокин, Улицкая.

Следите за нашими новостями в удобном формате