Нидерланды-оплот серьезных традиций

Нидерланды-оплот серьезных традиций

Хиты и современность

30 июня за дирижерским пультом стоял Отто Тауск. Начав музыкальную карьеру в качестве скрипача (и будучи отмечен множеством премий) он параллельно обучался дирижированию, и сегодня сотрудничает со всеми ведущими оркестрами Нидерландов, а также много выезжает за рубеж. Публика и критики его безоговорочно любят: «Сенсация фестиваля Гергиева 2003 года», «проявил себя дирижером, знающим толк как в страсти, так и в поэзии».
Программа открылась вагнеровской увертюрой к «Летучему голландцу»: в исполнении расширенного состава оркестра (и под руководством дирижера, «знающего толк и в страсти, и в поэзии») она прозвучала мощно и неистово. Затем последовал еще один хит, Скрипичный концерт Мендельсона с солисткой Надей Вейзенбейк, непременной участницей всех главных скрипичных конкурсов в Нидерландах. То ли в восприятии намертво засела хрестоматийная когановская трактовка, то ли виновата акустика филармонического зала, но это исполнение показалось недостаточно эмоциональным. Хотя, конечно, налицо были идеальная интонация и очень «культурное», чисто женское звукоизвлечение.
Во втором отделении слушателей начали знакомить с сочинениями современных голландских композиторов, причем исключительно крупной формы. Премьерный в Нижнем Новгороде «Сон Замара» (автор – П.-Я.Вагемаанс) длился долго, развивался постепенно; сон, судя по звучанию, был страшный и оборвался неожиданно – громким стуком (наверное, по сюжету кто-то внезапно разбудил сновидца). После была российская премьера радикально-авангардного Концерта для квартета саксофонов с оркестром Т.Кериса, а завершением знакомства с образцами нидерландской музыки стало также весьма пространное оркестровое полотно - концертная увертюра «Сирано де Бержерак» Й.Вагенаара. Впрочем, благодаря увлеченности и мастерству дирижера вся эта совсем непростая музыка стала вполне понятной и доступной.

Саксофон может всё

1 июля состоялся единственный дневной концерт фестиваля. Уже знакомый по предыдущему вечеру «Амстель Саксофон Квартет» давал сольное выступление в Малом зале филармонии. К большому облегчению слушателей выяснилось, что четверка молодых саксофонистов исполняет не только авангард, но и академическую классику, а также не чурается экспериментов с откровенно массовыми жанрами. К сожалению, этот невероятно техничный и обаятельный ансамбль практически не играет джаз (по их словам, лишь «балуется в свободное время»).
В исполнении ансамбля прозвучали два саксофоновых квартета - редкой красоты квартет Александра Глазунова и авангардное сочинение уже знакомого нижегородцам современного голландского композитора Т.Кериса. Молодые исполнители также представили романтическую «Надежду» М.Симонса (созданную специально для них в прошлом году) и отдали дань самому известному мастеру нидерландского Возрождения Яну Свелинку, блестяще сыграв известную «Хроматическую фантазию» (в переложении, естественно). Кстати, уникальная способность духовых инструментов имитировать орган известна нижегородцам, скажем, на примере «Flanders Recordings Quartet». Завершением концерта стала исполнена зажигательная «Песня для Тони» в стиле диско – впрочем, написанная отнюдь не голландским, но американским композитором, Марком Найманом. Как видно, голландские композиторы склонны исключительно к «серьезному» сочинительству!

Игра формы с содержанием

В перерыве между концертами 1 июня в Арсенале состоялось открытие выставки Анки ван Донген – очень известной нидерландской художницы. Точнее, хотя Анки ван Донген и родилась в Нидерландах, она, будучи своего рода артистическим кочевником, объехала весь мир и жила во многих странах с самой разной культурой. Последние три года Анки живет и работает в Москве (и даже поучаствовала в «Арт-Клязьме»), так что ее источником вдохновения стала Россия, и на свет появились «шахматная серия» (на ее создание художницу вдохновило наблюдение за шахматным турниром), скульптура бесланской матери, балерины...
Название выставки, «Игры и конструкции», достаточно точно отражает суть экспозиции. Жизнь, о которой честно и эмоционально глаголет Анке, может быть выражена либо в конструктивной форме либо в игровом сценарии, и одно подчиняет себе другое. В шахматах вместо привычных фигур – игрушечные авто (кто дойдет до финишной черты?) или женские головки. Ажурные, сетчатые женские торсы - эфемерны, но соблазнительно-манекенных пропорций… и «с содержимым». Вот выразительнейшие скульптуры – сидящие, летящие, извивающиеся; акварельные тени послушно следуют жестким изломам бетонных многоугольников, а игра в шахматы неразделима с игрой в кубики.
Искусство Анки ван Донген никого не оставило равнодушным и более того, спровоцировало диалог. Посетители наперебой задавали художнице вопросы, а один из высокопоставленных иностранных гостей, проходя мимо «Spaghetti boy» (бетонного мальчика, сидящего за столиком над тарелочкой сдобренной кетчупом пасты), дополнил инсталляцию, незаметно подставив к спагетти стаканчик вина...
Кстати, выставка работает до 12 июля и вход в Арсенал, как всегда, бесплатный.

Музыкально-вокальное путешествие

Вечером 1 июля «Джезуальдо консорт Амстердам» (художественный руководитель Харри ван дер Камп) завершал Дни Нидерландов.
Этот известный ансамбль исполняет вокальную музыку эпохи Возрождения, преимущественно мадригалы и мотеты, мессы и кантаты, хотя, говорят, также обладает и немалым репертуаром современной музыки. Программа вечера называлась интригующе: «Музыкальное путешествие по семи городам Нидерландов 1620 года», и далее в программке-«путеводителе» указывались города Антверпен, Делфт, Лейден, Харлем, Утрехт, Амерсфорт и Амстердам. Каждому из них соответствовали одна-две пьесы разных композиторов (за исключением Амстердама, которому было отведено все второе отделение с произведениями Яна Свелинка). Наверное, потому как Голландия – страна небольшая, особенной разницы между городами не ощущалось, но это и не так важно. Главное, что в целом музыкальная Голландия оказалась полна невероятного очарования, а «гиды» пронесли публику по узким улочкам старинной полифонии на крыльях гармоничнейшего звучания. 

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате