В рамках программы "Мелодий дивный мир" в Нижегородской филармонии выступил Вадим Репин. С тех пор, как он в совсем еще юные годы появился на музыкальной сцене, его имя сразу же стало символом виртуозности и фантастического успеха. Уже в 11 лет он получил золотую медаль на конкурсе имени Венявского, в четырнадцать - дебютировал в Токио, Мюнхене и Берлине, а в семнадцать - стал самым молодым победителем за всю историю наиболее престижного мирового конкурса скрипачей имени королевы Виктории.
Диалог с оркестром
В определенном смысле его можно назвать Паганини нашего времени: исполнительскую манеру скрипача отличают та же страстность, безукоризненная техника и чувственность. Музыкальные критики всего мира отмечают, что в руках этого виртуоза скрипка обретает множество голосов, а его потрясающее владение богатейшей звуковой палитрой и великолепная скрипичная техника не могут оставить слушателей равнодушными. Накануне концерта, который, к слову, прошел при полном аншлаге, маэстро ответил на вопросы нижегородских журналистов.
- Вадим, в Нижнем Новгороде вы впервые выступили еще в детстве. Помните тот концерт?
- Честно говоря, деталей не помню. Один из принципов обучения моего преподавателя Захара Брона заключался в том, что, чем раньше ученик выйдет на сцену - тем лучше. Наверное, это правильно. С тех пор я был в вашем городе еще дважды, и очень хорошо запомнил последнюю поездку восьмилетней давности. Мне очень понравился тогда дирижер Александр Скульский, ваш оркестр.
- Вы замечательный скрипач, а не хотели ли по примеру других музыкантов стать еще и дирижером?
- Вообще оркестр - это, наверное, самый главный инструмент. Пока я могу играть на скрипке, буду это делать. Но для меня один из наиважнейших процессов работы - это как раз взаимодействие с оркестром. Иногда меня даже захлестывает. Дирижеры меня, правда, прощают, и мы находим с ними общую логику.
От соблазнов уберегла мама
- Говорят, вы играете на уникальной скрипке. Расскажите о ней?
- Это скрипка 1736 года Von Szerdahely Гварнери дель Джезу. Она долгое время находилась в одной коллекции, и мой друг, доктор, который очень любит скрипку, приобрел ее. Раньше я все больше играл на скрипках Страдивари. Но имя Гварнери всегда присутствовало в моих фантазиях. Играю я на ней уже пять лет.
- Как вы относитесь к идее смешения музыкальных жанров, которая сейчас популярна в мире?
- Я очень люблю романтическую музыку. Что же касается смешения, то у меня были такие "пробы пера", например, когда я играл с цыганами или с джазовыми скрипачами, но это скорее делалось больше для развлечения. Все-таки я остаюсь верен классике.
- А что для вас значит слава?
- Наверное, прежде всего вдохновение. Для артиста любое признание невольно подчеркивает значение его душевных затрат. Как с этим идти по жизни - другой вопрос. И тут надо поблагодарить мою маму, которая еще в детстве и особенно в ранней юности, когда действительно бывает сложно устоять от соблазнов успеха, уберегла меня от этого.
- Говорят, вы любите в хорошем смысле слова на репетициях слегка похулиганить, пошутить. Это правда?
- Вообще я стараюсь не заниматься этим на репетициях. Но если это может создать какой-то положительный эффект, то почему и нет?
Оксана ЗЕМСКАЯ.
Кстати
На концерте его организатор - один из банков - преподнес в дар оркестру Нижегородской филармонии сертификат на приобретение редких партитур "Двенадцати Лондонских симфоний" Йозефа Гайдна в одном из ведущих нотных издательств. "2009 год объявлен ЮНЕСКО Годом Гайдна. Пусть этот подарок станет нашим вкладом в сохранение классических музыкальных традиций в Нижнем", - сказал, вручая сертификат, представитель банка.