Новая уловка мошенников, окучивающих подьезды, весьма остроумна: «Бесплатно делаем ЭКГ в рамках городского мониторинга». И тут же появилась новая напасть. Якобы «секретную» базу данных купили мошенники, и теперь мы все находимся у них «под колпаком». Насколько верен слух, не знаю, но на днях жертвой телефонных аферистов стала 45-летняя Надежда Федюнина, которая рассказала:
- Позвонил менеджер банка, обратился ко мне по имени-отчеству, для начала предложил сверить данные паспорта и назвал точно все «мои» цифры…
«Представитель службы безопасности»
«С вами говорит представитель службы безопасности банка» - с этих вежливых слов обычно начинается развод лохов.
- Назовите вашу фамилию, я должна справиться в банке, - в ту же секунду строгим голосом парировала моя коллега, неоднократно наученная горьким опытом других абонентов.
- Да пошла ты…
Пожалуй, это был самый короткий диалог между мошенником и потенциальной жертвой. Хотя правоохранители советуют вообще не разговаривать в таких случаях и сразу класть трубку. Вспоминается страстное выступление полицейского начальника на одном из заседаний Общественного совета УМВД России по Нижнему Новгороду:
- Вы что думаете, сидит одинокий мошенник у себя в квартире и от нечего делать набирает все телефонные номера наобум?! Работают целые колл-центры, куда стекается вся информация, и, в конце концов, вы у жуликов – как на ладони…
Из сводки, предоставленной пресс-службой ГУ МВД РФ по Нижегородской области:
«Жительница Московского района областного центра, не принимая во внимание рекомендации полицейских о сохранности своих денежных средств, доверилась злоумышленникам и стала жертвой их преступных действий…».
На номер сотового телефона 41-летней нижегородки в середине июня этого года поступил звонок от «представителя службы безопасности банка». Предупредительно-вежливый женский голос сообщил ей о сомнительных операциях с банковской картой. Представитель службы безопасности заверила нижегородку, что на ее имя оформлен кредит, который, вероятно, осуществил недобросовестный сотрудник банка. Она же заверила владелицу карты, что данный инцидент никак не повлияет на ее финансовое положение, женщина должны была снять 230 000 рублей, полученные посредством фиктивного кредита, и перечислить их без комиссии на указанный расчетный счет, якобы принадлежащий дочерней компании банка. На протяжении 30 минут мошенница удерживала связь с заявительницей по мобильному телефону, заверяя, что все разговоры записываются и будут переданы в правоохранительные органы для выяснения всех обстоятельств произошедшего.
В разговоре с потерпевшей мошенники использовали всевозможные манипулятивные приемы, не давая время на обдумывание информации и возможности прервать звонок. Говорили о том, что ни в коем случае не нужно разглашать свои личные данные, тем самым усыпляя бдительность женщины и входя к ней в доверие.
Взволнованная владелица карты доверилась псевдосотруднице банка и осуществила денежную операцию по передаче денег в одном из банкоматов, расположенных на соседней улице от ее места жительства. Кроме того, мошенники запретили нижегородке обращаться за помощью к сотрудникам банка, в котором она осуществляла перевод. Поняв потом, что она стала жертвой мошеннических действий, жительница Московского района обратилась с заявлением в отдел полиции № 4 УМВД России по Нижнему Новгороду. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей УК РФ «Мошенничество», проводится расследование…
Грабеж на дистанции
- Полиция Нижнего Новгорода в очередной раз обращается к жителям и напоминает о важности соблюдения правил финансовой безопасности, - говорит начальник управления МВД России по Нижнему Новгороду полковник полиции Андрей Басов. - Если вам поступил звонок от сотрудников банка и собеседник сообщает, что с вашим счетом совершаются какие-либо операции, самое простое, что необходимо сделать, это прервать разговор. Чтобы уточнить, всё ли в порядке с вашим банковским счетом, самостоятельно перезвоните в банк или обратитесь в отделение лично…
- Нужно оставаться бдительным в совершении любых финансовых сделок, - советует Андрей Валентинович. - Приобретая товар или услугу в Интернете, внимательно изучайте информацию о продавце и не оплачивайте заранее покупки. И, конечно же, ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому данные банковских карт - номер счета, cvc или cvv-код, пин-код и иную конфиденциальную информацию…
А то, что же получается? Аспирант нижегородского вуза заказал доставку суши и в итоге лишился всех сбережений. Нижегородский водитель перечислил мошенникам крупную сумму, чтобы отменить заявку на кредит. За «спасение» денег на банковской карте доверчивая нижегородка заплатила 110 тысяч рублей. А еще бывает SOS:
«МО МВД России «Воротынский» обращает внимание на значительное увеличение на территории региона количества зарегистрированных хищений денежных средств граждан, в том числе с банковских счетов различных банков».
Участились случаи телефонного мошенничества и в Дзержинске. Бывает, по нескольку заявлений в день поступает от обманутых граждан. Вот что передают из города химиков: неизвестный мужчина позвонил потерпевшей и, представившись сотрудником банка, сказал, что с её карты происходит списание денежных средств, поэтому их необходимо срочно перевести на защищенные счета. После проделанных действий 54-летняя женщина лишилась 82 000 рублей.
В тот же день другому, 49-летнему, заявителю также звонил лжесотрудник юридического отдела банка и сообщил, что в рамках операции по отслеживанию мошенников ему нужна помощь. Для этого необходимо было снять сбережения с карты и перечислить их на абонентский номер. Действуя по дальнейшим указаниям звонившего, мужчина лишился 14 000 рублей…
А вот что говорит временно исполняющий обязанности начальника полиции управления МВД России по Нижнему Новгороду полковник полиции Олег Соколов:
- Ежедневно полицией регистрируется от 10 до 20 фактов мошенничеств в отношении граждан, а также хищений денежных средств с банковских карт нижегородцев. Ориентировочная сумма ущерба составляет от одного до двух миллионов рублей ежедневно...
- Сотрудники полиции регулярно проводят комплекс мероприятий, направленных на профилактику мошеннических преступлений в отношении нижегородцев, - рассказывает начальник отдела по связям со СМИ капитан внутренней службы Екатерина Шешина. - Гражданам вручаются памятки, разъясняющие возможные способы сохранения своих денежных средств. Сотрудники Госавтоинспекции и патрульно-постовой службы полиции при несении службы на маршрутах патрулирования с помощью громкоговорящих установок на служебных автомобилях призывают граждан проявлять бдительность и осознанность при онлайн- покупках, а также при любых переводах денег с банковских карт на неизвестные расчётные счета. Кроме того, профилактические ролики демонстрируются на электронных носителях в общественном транспорте, кинотеатрах и торговых центрах города…
Понятное дело, у кого-то щи жидковаты, а кому-то жемчуг мелковат. Однако некоторые граждане все свои сбережения складывают в одну корзину, то бишь на одну банковскую карту, и в один миг остаются без копейки.
Ловить бесконтактных грабителей - дело непростое, оттого они и наглеют с каждым днем. Порой ни по одному разу звонят на один и тот же телефон. Растет число нижегородцев, оказавшихся дважды и трижды жертвами такого обмана. Увы, у полицейских пока вся надежда на профилактику, они просят граждан быть предельно бдительными и осторожными. Если вы всё же стали жертвой мошенников, советуют правоохранители, необходимо тут же заблокировать операции по счёту карты и немедленно сообщить о данном факте в полицию. При этом в стотысячный раз напоминают о том, что никогда банк не запрашивает по телефону сведения о вашей банковской карте. Мошенники изобретают все новые и новые методы хищения денежных средств, они быстро ориентируются в ситуации и всеми способами пытаются удержать разговор с клиентом, на доверчивость которого и рассчитывают.
Татьяна Чинякова. Фото Александра Воложанина.