Актриса грезила о балете, но ее судьбой стала драма.Она мечтала впорхнуть на сцену и станцевать Жизель или Одетту. Но исполнить фуэте в любимом "Лебедином озере" ей так и не пришлось: Ирина Лаптиева стала драматической актрисой, а потом режиссером. Она дебютировала почти десять лет назад в театре "Вера" спектаклем "Ветряна гулянка". Зрители упивались буйством красок, неповторимым говором персонажей, филигранной режиссурой...
"Вера" - это театральное братство
- Вы служите в театре, который создала Вера Горшкова. Она доверяет вам как художнику, а инициативу не подавляет? Не приходится жалеть, что вы отказались от предложения возглавить один из коллективов Нижнего Новгорода?
- Чаще всего в театре худрук или жестко контролирует работу своего коллеги, или отводит ему скромное место соавтора. Вера Александровна, наоборот, предоставляет полную свободу для творчества, доверяет, учит, а это самое ценное для меня. "Вера" - место воплощения моих фантазий. Здесь люди, с которыми хочу быть рядом.
- Ваши спектакли становились событием в нашей театральной жизни. "Баллада о бедном рыцаре" претендует на российскую сенсацию, а "Каштанка" скоро отправится в Москву на международный фестиваль. Какой из спектаклей вам особенно дорог?
- Шостаковича однажды попросили назвать лучшую из пятнадцати созданных им симфоний. Композитор ответил просто: "Если у вас пятнадцать детей, вы же не станете отдавать предпочтение кому-то одному. Дороги все".
Живопись на сцене
- Какие сюрпризы готовит зрителям в новом сезоне режиссер Ирина Лаптиева?
- Одна новая работа и для меня - сюрприз. В сентябре мы покажем ее в музее Добролюбова. Будет спектакль и на сцене театра. Пусть он станет сюрпризом для наших зрителей.
- В ваших спектаклях выразителен психологический рисунок каждой роли, а мизансцены выстроены со знанием основ живописной композиции. Как вы определяете, если воспользоваться терминологией Немировича-Данченко, "зерно" спектакля?
- На создание сценической метафоры могут натолкнуть самые неожиданные вещи. Драпируясь в павловопосадский платок, нашла решение "Ветряной гулянки". Черный цвет и легкие деревянные стулья стали метафорой о внутреннем мире Щепкина. Железо - это военная проза Окуджавы. Когда погружаешься в работу над спектаклем, меняется восприятие привычных предметов: они начинают "звучать" по-другому. Знаете, как у Цветаевой - "все было знак". А вообще, режиссура и сейчас остается сугубо мужским понятием. Парадоксально, но я и режиссер, и женщина. Терпеть не могу "дамскую" режиссуру - на сцене важен не пол…
- Существует понятие "актер несыгранной роли", а есть ли “режиссер…
- …непоставленного спектакля"? К счастью, я режиссер "поставленных" спектаклей, о которых мечтала. У меня есть прекрасное качество - я человек влюбчивый. Влюбляюсь в новый материал - значит, будет новый спектакль.
Беседовал Владимир ШЛЫКОВ.