Создатель экранных "Дозоров", "Иронии судьбы-2" и "Особо опасного" представил нижегородцам свой продюсерский дебют в Голливуде. Тимур Бекмамбетов мультфильм "9" продюсировал вместе со знаменитым Тимом Бертоном. После досрочной премьеры картины в нижегородском "Синема Парке" знаменитый гость ответил на вопросы журналистов и зрителей.
Снимает, чтобы все спорили
- Тимур, после просмотра мультфильма вы можете сказать, что авторам удалось воплотить все, что они задумывали?
- Таких фильмов, как "9", еще никто не делал. Нам нравится удивлять людей, снимать фильмы, которые становятся событиями. Чтобы все спорили. Одни бы говорили: "Это невозможно смотреть, где же наши любимые танцующие пингвины и белка?" А другие: "Именно этого мы и ждали, как нам не хватало такого мультфильма, который с нами разговаривает как со взрослыми".
- Что вас заставило пойти в продюсеры?
- Я очень люблю делать кино, но, к сожалению, у меня только две руки, я не успеваю все делать сам. Продюсирование позволяет мне участвовать сразу во многих проектах.
- А ваше сотрудничество с Тимом Бертоном разово, или оно продолжится и дальше?
- Мы договорились о совместной работе над экранизацией романа американского писателя, который пока еще не анонсировался. А еще я бы очень хотел сделать с ним продолжение фильма "9", потому что, как вы поняли, мир еще не спасен, и нам есть над чем работать.
У олигархов - кризис среднего возраста
- Насколько вас и ваши проекты задел пресловутый финансовый кризис?
- Я убежден, что кризис исключительно у нас в головах. Мы сами его породили. Просто политики и бизнесмены подошли к тому среднему возрасту, в котором случается кризис. Всего, о чем они мечтали в жизни, они добились, и у них больше нет цели. В 1990-е годы я снимал много рекламы и общался с теми, кто потом стал олигархом. Они были молоды, в них было много энергии. Теперь они не работают - работают их менеджеры, которые уже не так воодушевлены. Поэтому бизнес потихоньку превратился в механизм, заржавел... Но есть молодые люди, у которых еще много амбиций, поэтому с их помощью все решится очень просто и в ближайшем будущем…
А я на себе воздействие кризиса не испытываю. Мне труднее не стало. Наоборот, когда на дворе кризис и в головах смута, кино расцветает.
Про тренд и про бренд
- Однако постоянно приходится слышать от ваших коллег, что киностудии бездействуют, фильмы не снимаются…
- Знаете, просто в последнее время снималось много очень плохих фильмов. Этот тренд в российском кино, который мы начали "Дозорами", "9-й ротой" (и зрители шли на эти фильмы), потом превратился в профанацию. Выходит много фильмов, которые разрушают бренд "отечественное кино", убивают в зрителях веру в российских кинематографистов. Поэтому пусть лучше фильмов будет меньше, но они будут хорошие.
- А почему все-таки российские фильмы здорово уступают американским в техническом отношении?
- К сожалению, мы живем в реальной ситуации. В нашей стране всего 1700 залов. Российское кино дает только 30 процентов сборов. Мы не можем делать кино стоимостью в 300 миллионов долларов, наши фильмы стоят на порядок меньше. В "Дозорах" мы делали максимум того, что возможно в наших условиях. Если вы, как и мы, будете пытаться из г… делать конфетку, мы сможем что-то сдвинуть. А пока все играет против нас.
- Нашим режиссерам и актерам сложно пробиться в Голливуде. Вы стали исключением. Поделитесь секретом вашего успеха.
- Все, что мне посчастливилось сделать за пределами России, произошло исключительно потому, что отечественный зритель проявил интерес к моим фильмам, выпущенным здесь. Только благодаря тому, что у меня сложилась карьера в России, появилась возможность работать за ее пределами. Я не верю, что режиссер, который не нашел своей аудитории в собственной стране, может понравиться за рубежом. Мне очень трудно делать фильмы в Америке. На какие только ухищрения я не иду, чтобы сделать кино для американского зрителя, потому что я его до конца не понимаю. И тут дело не в языке, а в разном культурном опыте. Фильм "9", кстати, уникален тем, что писатель Дмитрий Глуховский не просто перевел его текст на русский, но и адаптировал для нашего зрителя.
Заодно с хорошими актерами и "плохими парнями"
- Многие режиссеры снимают в кино своих жен. А вы все время снимаете Хабенского, и даже в этом мультфильме звучит его голос. Почему?
- Я искренне люблю этого актера, он уникален. И я тут ни при чем - он снимался и до меня, будет сниматься и после меня. Когда я пишу сценарий, я ассоциирую героев с актерами, с которыми привык работать. Думаю: "Вот этот - как Золотухин, а этот - как Хабенский".
- Что для вас хороший фильм?
- Я два раза в жизни ходил на футбол: один раз в детстве, а второй - в Англии на матч "Арсенал" - "Рома". И когда я увидел 80 тысяч человек, которые разом выдыхают слова и эмоции их сплавляются в один большой возглас, я понял, что хочу снимать такие фильмы, которые бы вызывали такие же эмоции. Чтобы люди вместе что-то переживали, радовались, страдали, смеялись, боялись… Очень хочется доставлять зрителям моменты такого вот единения.
- Сами вы смотрите кино? Что любите?
- Я часто смотрю фильмы, которые мне нужно смотреть по работе. А сам по себе я люблю глупые фильмы вроде "Плохие парни - 2", которые дают возможность наслаждаться самим фактом кино, не задумываясь - про что кино, зачем… Пристрастия к какому-то конкретному жанру у меня нет.
Ольга ГОРНОВА.