Дом Свободы для царя

Дом Свободы для царя

Народные театры и любительские студии не частые гости областного центра. Знакомство с ними, как правило, происходит на фестивалях или смотрах. Приехать же на малые гастроли и показать зрителю свою работу текущего репертуара - событие незаурядное.
Артисты православного творческого объединения МiР из Сарова решили рискнуть: во второй половине сентября они трижды сыграют на сцене театра "Вера" спектакль "Дом Свободы" по письмам царской семьи, находившейся в заключении в Тобольске. Напомним, что летом они привозили этот спектакль на всероссийский фестиваль "Вперед за Синей птицей!", проходивший в Нижнем Новгороде, заслужив высокую оценку зрителей и жюри. Нынешняя поездка состоится благодаря поддержке Нижегородской епархии, с которой "мировцы" давно и плодотворно сотрудничают.
Интересна сама по себе история создания "Дома Свободы". Актеры репетировали в том самом помещении Свято-Успенского мужского монастыря "Саровская пустынь", где в 1903 году во время канонизации батюшки Серафима останавливалась императрица Александра Федоровна. Использование эпистолярного наследия в качестве драматургической основы пьесы (ее создал Роман Сванидзе, и он же исполняет роль Николая II) предопределило доверительную интонацию спектакля. У режиссера Ирины Семенчук он получился светлым, добрым, одухотворенным и без малейшего намека на пафосность. Она поставила спектакль о царской семье, прошедшей испытание властью, роскошью и богатством, но при этом сохранившей в тобольском заточении веру в Бога, любовь к людям, внутреннюю свободу и бережное, внимательное отношение друг к другу. "Мы не пытались разбираться в том, кто виноват в трагедии последнего русского императора, не затрагивали никаких политических аспектов, - говорит Ирина Семенчук. - Для нас прежде всего важно показать царскую семью: в ней полностью раскрылся идеал взаимоотношений близких и родственных душ".
Строгая лаконичная сценография, грамотное решение пространства (художник Владимир Ширин), актерский ансамбль, выразительная сценическая метафора - окно, ставшее связующим звеном между прошлой исторической эпохой и нашими днями, и лица героев, появляющиеся в нем, словно ожившие фотографии из семейного альбома, не оставляют никаких сомнений - перед нами работа высокого профессионального уровня. На недавнем фестивале "Русская драма" в Москве спектакль саровцев завоевал Гран-при и получил около десяти дипломов в различных номинациях.
Существует понятие катарсиса, очищение души при эмоциональном, познавательном и психологическом воздействии искусства. Не сомневаюсь, это чувство испытает каждый, побывав на спектакле наших гостей из Сарова.
Владимир ШЛЫКОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате