О приоритетах развития высшей школы говорили в Нижнем Новгороде

О приоритетах развития высшей школы говорили в Нижнем Новгороде

Цвет высшей школы собрался в Нижнем Новгороде. В работе форума «Университеты-2030: наука – компетенции – молодежь» приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, губернатор нашей области Глеб Никитин, президент Российской академии наук Александр Сергеев, а также руководители российских вузов и представители крупнейших компаний. На повестке дня стояли вопросы цифровизации образования и трансформации вузов в условиях пандемии, обсуждалась миссия университетов в соответствии с векторами развития России национальными задачами до 2030 года. 

Конкурировать будут консорциумы

Сегодня все понимают, насколько важна не на словах, а на деле интеграция вузовской и академической науки, сотрудничество университетов с бизнесом и с командами регионального правительства. Как достичь такой взаимовыгодной кооперации – это стало предметом дискуссия на форуме. Его участники могли повлиять на формирование новой идеологии нацпроекта, который теперь поменял название с  просто «наука» на «Наука и университеты».

– Нижегородская земля всегда славилась своими университетами и учеными. Здесь создан один из первых научно-образовательных центров (НОЦ) в стране. Времени с момента его создания прошло совсем немного, но эффект от его работы уже виден. Один из приоритетов для университетов сегодня – это увеличение исследовательского потенциала. В 21 веке вузы должны больше влиять на экономику, на технологическое развитие страны. Еще один очень значимый приоритет –  более плотное сотрудничество университетов с Российской академией наук. Стоит задача создания научно-образовательных, научно-исследовательских консорциумов, – отметил в своем приветственном слове министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

В России 724 головных вуза. Но исследовательская работа активно ведется только в ведущих университетах. В большинстве из них преподаватели несут огромную лекционную нагрузку и физически не успевают заниматься наукой.

– Университеты, прежде всего, должны хорошо готовить квалифицированные кадры для научных и высоко технологичных работодателей. Не бывает так, чтобы в вузе учили плохо, а наука там при этом активно развивалась. Во всем мире рейтинг университета напрямую зависит от того, насколько востребованы его выпускники, отметил президент Российской академии наук Александр Cергеев.

К сожалению, в России нет точной статистики, отражающей то, насколько успешны вчерашние студенты, однако решение о том, что эти данные будут теперь собираться, уже принято.

По словам Александра Сергеева, идея консорциумов, которая вышла сейчас на первый план, позволит в условиях ограниченного финансирования запустить положительную динамику развития вузов. В рамках программы стратегического академического лидерства (ПСАЛ) вузы будут соревноваться не как университеты со своими внутренними учебными программами – это будет конкуренция консорциумов, куда войдут научные институты и крупные предприятия.

По словам губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, именно университет должен быть драйвером трансформации региона и центром социально-экономической и культурной жизни. В научно-образовательном центре мирового уровня, созданном в нашем регионе, на данный момент 29 участников и более 20 партнеров, в числе которых научные организации, организации реального сектора экономики и ведущие нижегородские вузы. Портфель проектов с 2018 года вырос с 20 до 204.

Нижегородская область стабильно входит в пятерку лучших регионов по уровню образовательного потенциала. У нас 11 государственных университетов, 15 филиалов гос­вузов и два негосударственных филиала. Всего в нижегородских высших учебных заведениях обучается около 92 тысяч человек, в том числе иностранные граждане из 115 стран.

– У нас серьезные планы по изменению городской среды вокруг вузов, созданию комфортных условий для молодежи. Считаю возможным использовать здесь и возможности других национальных проектов, например, «Жилье и городская среда». Если рядом с университетом удобно и интересно жить, создаются рабочие места, и молодые люди будут оставаться в родном регионе, – убежден глава региона Глеб Никитин.

Вызов времени –цифровизация

Главный вызов, который стоит перед образованием сегодня, – цифровизация. Цифра сделала образовательный рынок единым для стран, а лет через пять он будет общемировым, так как уровень автоматического перевода постоянно растет, что делает более доступным обучение в любых вузах мира.

– Выжить на рынке глобального образования – это серьезная задача. С подобным вузы никогда не сталкивались, так как были монополистами знаний. Но сейчас студенты хотят иметь выбор, и его университеты должны предоставить. Российская высшая школа должна развиваться, как открытая система, которая использует разные образовательные возможности – курсы разных вузов, в том числе иностранных. Кроме того, вузы должны стать культурными центрами. Например, в НИУ ВШЭ реализуется программа «Университет, открытый городу». Он открывается на несколько дней для горожан. Это и использование спортивных сооружений университета и, что  важно, ведется просветительская деятельность – читают публичные лекции, организованы профориентационные курсы, – отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Своим взглядом на перспективы высшей школы поделился и ректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Владимир Мау. По его словам, важно стимулирование исследовательской науки, так как университет – это не только место, где учат, в вузе обязательно должна быть группа ученых, занятых научными изысканиями. Да, всегда есть риск, что ученые зайдут в тупик, потому что невозможно утвердить настоящую исследовательскую повестку, ведь многие прорывные вещи в науке поначалу воспринимаются как некая ересь. Поэтому очень важна интеграция вузов с академическими научными институтами. Не менее важна для образования фундаментальность. Наши выпускники далеко не всегда знают, где они будут работать, но если они овладели фундаментальными знаниями, то это повышает адаптивность и успешность выпускника. Кроме того, именно университеты должны обеспечить непрерывность образования. Люди должны учиться на протяжении всей своей профессиональной карьеры.

Ставка на успешных выпускников

– Нужно думать над тем, как формировать бюджеты развития вузов. Все средства, которые получают российские университеты, в основном тратятся на налоги, коммунальные платежи, зарплаты, и лишь небольшая часть идет на техническое оснащение, и совсем незначительная на развитие. Начиная с 2014 года выделяемое финансирование образования в России составляет 3,6 – 3,8 процента ВВП. Для сравнения, в странах Евросоюза это 5 процентов. Это одна из ключевых проблем, – поделилась своим видением ситуации в высшей школе директор департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ Светлана Меркушина.

Чтобы быть конкурентноспособным, российским университетам надо «играть» на международной арене и активно бороться за студента. Для привлечения внебюджетных средств, возможно, стоит создавать так называемые эндаумент-фонды, которые создаются успешными выпускниками для своей родной альма-матер. В России работа по их созданию только началась, и нужна стратегия по взаимодействию с выпускниками. Так, в Гарварде эндаумент-фонд составляет более 40 миллиардов долларов, это более 13 тысяч индивидуальных счетов.

Форум прошел в смешанном офлайн- и онлайн-формате и объединил более 20 тысяч участников со всей страны. Организаторами форума выступили министерство науки и высшего образования Российской Федерации, правительство Нижегородской области, НИУ «Высшая школа экономики», ЭАЦ «Научно-образовательная политика», Московский международный салон образования. Партнерами форума являются Росмолодежь и АНО «Россия – страна возможностей».

Форум «Университеты-2030: наука – компетенции – молодёжь» предполагается проводить в Нижнем Новгороде ежегодно.

Между тем

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, президент РАН Александр Сергеев посетили Институт прикладной физики Российской академии наук в Нижнем Новгороде. В ходе визита они ознакомились с работой фемтосекундного лазерного комплекса PEARL. Затем Валерий Фальков и Глеб Никитин обсудили перспективы развития Института прикладной физики РАН.

Также гости посетили Центр инновационного развития медицинского приборостроения ННГУ имени Лобачевского и им представили разработки, рассказали о центре математического моделирования и суперкомпьютерных вычислений на базе программно-аппаратного комплекса «Логос», который был открыт в 2019 году. 

Состоялось обсуждение и других проектов, которые реализуются совместно с РФЯЦ-ВНИИЭФ. В формате видео-конференц-связи в мероприятии принял участие директор ядерного центра Валентин Костюков.

Губернатор области Глеб Никитин также провел рабочую встречу с ректором РАНХиГС Владимиром Мау в Корпоративном университете правительства Нижегородской области (КУПНО). На встрече обсудили перспективы развития Корпоративного университета.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате