В Музее истории художественных промыслов Нижегородской области до 15 ноября работает выставка мастера-резчика Игоря Фролова. 6+.
Галерея фигурок, созданных в авторской технике одного резца, у каждого вызывала безусловную улыбку. Старцы-странники, утишители, советчики, банники, берегини, лешие вышли преимущественно из русских пословиц и присказок, а значит, несут в своей пластике глубинную народную мудрость.
Как стало известно корреспонденту «Нижегородских новостей», эту выставку планируется показать еще в нескольких районах Нижегородской области, первым из которых, скорее всего, будет Варнавино.
Профессия – мастер
Игорь Николаевич – давний друг «Нижегородских новостей». На излёте двадцатого века мы вместе с читателями восхищались его тончайшими резными иконами и наблюдали рождение «русских нэцке». За прошедшие годы сотни, тысячи фигурок разошлись по всему миру, хранятся в фондах нескольких музеев. В начале нового тысячелетия вместе с мастером Фроловым газета многократно поднимала актуальный тогда вопрос «легализации» труда мастеров-кустарей – труда тяжелого, истового – и организации профсоюза народных мастеров. Результатом дискуссии с властями, продлившейся несколько лет, стало создание цехового братства «Галерея ремесел». Теперь у резчика, чеканщика, гончара, кружевницы – художника, работающего не в организации, а на дому – в личном профсоюзном билете, являющимся документом, подтверждающим его творческую и профессиональную деятельность, вполне может значиться гордое: «Мастер художественного промысла».
Где же вы, ученики?
Вот уже пять лет Игорь Николаевич вместе с семьей живет в древнем городе-заповеднике Суздале. Его супруга и дети тоже успешно трудятся на ниве народных ремесел, и семья Фроловых не раз была отмечена престижными наградами.
Есть у Игоря Фролова вопрос, пока нерешенный. Как любой творец и большой мастер, он порой берет учеников, и в общем-то, нормально, что, обучившись основам, они начинают творить собственную дорогу в искусстве. И очень грустно, когда прекращают заниматься творчеством совсем…
– Меня особенно заботит проблема преемственности в передачи опыта, – говорит Игорь Николаевич. – Моя ситуация не уникальна, более того, можно сказать, что мне очень повезло. Из примерно 60 занимавшихся у меня людей как минимум пятеро стали мастерами и наставниками, в то время как у многих знакомых состоявшихся мастеров не остается последователей. С новыми учениками непросто. При том, что я провел немало мастер-классов, лекций и консультаций для людей, обращавшихся с вопросами о резьбе по дереву.
Впрочем, очень не хотелось бы, чтобы мое желание поделиться опытом выглядело как «зазывание». Все-таки инициатива должна исходить от ученика. Увы, складывается впечатление, что у многих современных молодых людей слишком потребительское отношение к получению знаний. А ведь обучение художественному мастерству – это не «шведский стол», где можно бессистемно хватать что захочется. Программа обучения включает в себя ряд обязательных аспектов, завязанных и на повторы, и на продолжительность циклов. Терпения и настойчивости хватает не у многих...
И, как гласит мудрость, учитель приходит тогда, когда готов ученик.
Мария Федотова.