На состоявшемся в Нижегородской академии МВД семинаре заместитель руководителя Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу Александр Спиридонов заявил, что отслеживанием "отмыва" денег, нажитых преступным путем, а также денег, которыми финансируются террористические организации, занимаются в России всего 295 человек. От Калининграда до Магадана - 295…
А ведь настоящий преступник нынче - это не зататуированный дебил: настоящий - он знающий, интеллигентный, образованный. И деньги не в кубышке хранит, а работать заставляет… Кто же и как с ним будет бороться?
Единственное высшее учебное заведение, выпускающее "финансовых разведчиков" в России, - это Национальный исследовательский ядерный университет, созданный на базе Московского инженерно-физического института. Его проректор Виктор Метечко рассказал собравшимся, что на одном из факультетов МИФИ существует отделение защиты информационных технологий. Именно на этом отделении с 2006 года готовят специалистов по финансовому мониторингу. Аналитики, владеющие компьютером, умеющие считать и просчитывать, могущие отследить и левые вклады, и схемы, по которым отмываются неправедно нажитые средства, именно такие специалисты готовятся в МИФИ…
Однако - и это одна из главных проблем (отчасти для ее решения и семинар был собран) - зачастую получается, что "финансовый разведчик" лишь собственное любопытство удовлетворяет. Так, служба финансового мониторинга не является субъектом оперативно-разыскной деятельности. И люди, работающие в этой службе, гражданские. А ведь не секрет, что с преступностью бороться должны не инженеры, а криминалисты.
Да, результаты деятельности мониторинга передаются в силовые структуры. Однако (не говоря уже о неизбежных межведомственных трениях, о коих разговор может быть особый) отработку "финразведданных" поручают специалистам совершенно иного профиля: юристам, криминалистам. На самом же отделении информационной безопасности криминалистических знаний студенты не получают.
Стоит ли говорить, что именно на озвученную тему задавали вопросы сотрудники силовых структур, в основном преподаватели академии. И надо сказать, что на вопросы силовиков Виктор Иванович ответить затруднился…
По словам бывшего руководителя службы финансового мониторинга по ПФО Владимира Глотова, едва ли не 80 процентов отмываемых через банки денег "наркотического происхождения". Отмываются и сделки от незаконной торговли оружием, живым товаром… То бишь за спинами банковских служащих маячат плечистые фигуры обычнейших бандитов. С которыми нужно, помимо прочего, еще и уметь бороться.
Игорь ГРАЧ.