Музыкальный мир «Большой перемены» создал композитор и аранжировщик Илья Ефимов

Музыкальный мир «Большой перемены»  создал  композитор  и аранжировщик Илья Ефимов

В первых числах ноября в концертно-эстрадном комплексе «Артек-Арена» прошла премьера научно-фантастического детского мюзикла-антиутопии «Большая перемена. Будущее начинается с тебя». Это видимая публике часть конкурсного мегапроекта «Большая перемена». На жестких очных кастингах были выбраны дети-вокалисты, танцоры, акробаты. В октябре они репетировали удаленно, а за неделю до премьеры приехали в «Артек», где начались репетиции на сцене. Содержание мюзикла, любые иные творческие детали до времени хранились в строжайшей тайне.

Творчество – коллективное

Мюзикл стал ярчайшим культурным событием федерального масштаба. Созданный и поставленный топовыми мастерами, блестяще поданный молодыми артистами, он вызывает желание пересматривать его снова и снова. Впрочем, не тратим лишних слов: мюзикл «Большая перемена. Будущее начинается с тебя» представлен в Сети в свободном доступе, и каждому стоит ознакомиться с этим захватывающим релизом.

Ключевое участие в мюзикле приняли нижегородцы. Одну из главных женских ролей, Вику, исполнила нижегородка Ксения Соткина, Кролика сыграла Лиза Бочарова, а Михаил Салтыков вышел в роли одного из главных героев в старости. Саровчанка Анжела Доронина спела гимн России на открытии финала проекта. 

Музыкальный мир «Большой перемены» создал композитор и аранжировщик Илья Ефимов, который дал интервью «Нижегородским новостям».

– Илья, как ты стал участником «Большой перемены»? Как работалось в проекте?

– Мне позвонил режиссер и продюсер проекта Дмитрий Бикбаев и предложил выступить в роли композитора. На тот момент я заканчивал другой мюзикл и был уже совершенно вымотан, поэтому согласился я не сразу. Но желание стать частью удивительной команды суперпрофессионалов сделало свое дело, ведь каждый из тех, кто работал на проекте, – большой мастер своего дела, яркая и незаурядная личность. Автор либретто (сценария) Антон Аносов – замечательный поэт, автор текстов к таким проектам, как, например, к мюзиклу «Ах, фестиваль!» XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Хореограф Макс Недолечко – один из лучших в России, ставит танцы для звезд эстрады и звездные солянки от «Евровидения» до «Славянского базара». Сам Бикбаев уже много лет задействован в топовых проектах телевидения, кино и театра. Работать внутри команды было комфортно во всех смыслах. У нас, судя по всему, гармонично все сложилось и получилось яркое динамичное шоу.

Как правило, я никогда не делаю проекты в одиночку, а всегда предлагаю сотрудничество моим ближайшим коллегам, тем людям, которым я всецело доверяю, которых счастлив называть друзьями. И этот проект мы не в первый и, надеюсь, не в последний раз писали с безумно талантливыми музыкантами. Это потрясающий музыкант, композитор и пианист Сергей Григорьев, фактически мой соавтор. Аранжировщик, шикарный джазовый бас-гитарист Максим Рыбаков: с ним мы работаем вместе много лет, сделали все 12 «атомных» проектов и не только. Антон Шварц – удивительный музыкант и продюсер. И, конечно, моя супруга Елена Ефимова, делающая всё для того, чтобы песни прозвучали. Она пропевает демо для разучивания, все вокальные партии, соло и бэк-вокалы, очень часто корректирует мотивчики у нас, у не поющих композиторов. Качественное исполнение детьми наших песен – тоже ее заслуга.

Я вообще всегда за коллективное творчество. Это когда ты отправляешь свой набросок коллеге, который свежим ­взглядом, или как говорят музыканты «свежими ушами», оценит, многое поправит и внесет свои дополнения. Конечно, не всегда соглашаемся друг с другом, обсуждаем, спорим, ругаемся. Когда трек уже становится сформированным, каждый приступает к той части работы, которая ему особенно хорошо удается: один прорабатывает оркестровую часть, второй раскачивает грув, третий делает микс. Такое сотворчество, когда одна голова – хорошо, две лучше, три – еще лучше.

Конечно, далеко не все треки мы делаем полностью сообща. Но такие проекты хорошо делать вместе, и мы никогда не выискиваем, где чей кусок в партитуре и кто где какой бемоль прицепил. Раньше мне казалось, что писать музыку сообща невозможно, а теперь считаю, что такой метод работает просто потрясающе. Ну а если продюсер требует, чтобы был заявлен один композитор – что ж, заявим кого-нибудь одного (улыбается).

– А дети? Ведь какой был отбор!

– Конечно, удивительные потрясающие дети. Радуешься, что такие таланты не остаются незамеченными: победители «Новой волны», участники финалов «Евровидения», звезды соцсетей с сотнями тысяч подписчиков. Мы собирали их по всей стране, слушали, смотрели, ставили оценки, обсуждали. Не было никакого лобби: нам были просто нужны талантливые дети для очень серьезной сложной работы. Кстати, вся постановочная часть с артистами была проделана всего за три дня.

–  Как это?

– Распределение ролей прошло уже в «Артеке», и дети не успели бы выучить свои роли за несколько часов. Поэтому ребята, прошедшие отбор на участие в проекте, учили всё: девочки – всех женских персонажей, мальчики – все мальчишеские роли.

Выбирать детей было очень сложно. Практически каждый мог претендовать на главную роль, а их всего шесть: две героини, два героя, антагонист и Кролик. И, конечно, каждый надеялся получить одну из них.

Как рождается музыка

– Вы написали огромное количество часов музыки. Не приоткроете какие-либо секреты творческой кухни?

– Никаких секретов. Сочинение музыки – профессия. Обычная работа, требующая много знаний, умений, опыта.

Если говорить о работе над мюзиклами, происходит буквально следующее. Сначала мы со сценаристом подробно разбираем все драматургические моменты, выстраиваем динамический профиль. Делим будущий спектакль на составляющие части: ансамблевые моменты, массовые сцены, сольные выходы. Отмечаем, в какой момент сюжета должны звучать композиции того или иного характера. Проверяем последовательность с учетом контраста, разнообразия, чтобы не держать публику в одном настроении слишком долго. Постоянно обсуждаем, корректируем.

– Были ли заготовки? Читала, например, что знаменитый суперхит Belle был написан задолго до мюзикла Notre Dame de Paris.

– Заготовки есть всегда и у всех. Но у меня это отнюдь не какие-либо уже готовые песни, а так, отдельные элементы: мотивчик, какой-то хук, крючок, грув.

– И как идет процесс?

– Обычно, когда весь сценарий уже разбит на сцены, эпизоды, я составляю особый график, раскрашенный в разные цвета в зависимости от характера сцены. Все четко расписываю по хронометражу. Длительность песни – три с половиной минуты плюс-минус десять секунд. Особо измеряю музыкальные связки для диалогов внутри сцен, проговаривая в разном темпе, как это прочитали бы дети: должен быть запас на случай, если кто-то слово забыл, споткнулся, растерялся, чтобы во время спектакля не оставить слушателя в тишине.

После того как всё расписано и расставлен хронометраж, я ничего не пишу еще несколько дней, отдыхаю и прокручиваю все в голове: какая песня куда лучше зайдет, как ее правильно подать. Ведь материал должен быть не только красивым, но и современным: мы пишем для аудитории 13+, и, нравится мне это или нет, я обязан быть в тренде. А мода меняется очень быстро.

– И что меняется в первую очередь?

– В первую очередь, саунд. И мотивчики. Хотя в этом проекте было несколько песен, которые ну вот совсем не модные, а детям все равно очень понравились.

– Судя по размаху и серьезности подхода, «Большая перемена» – проект не разовый?

– Как сказал президент, проект запланирован как ежегодный. И, судя по тому, какой был успех, нас вновь ждут «Большие перемены».

Справка «НН»

Композитор, аранжировщик, продюсер, джазовый пианист Илья Викторович Ефимов родился в Нижнем Новгороде 7 апреля 1974 года.

Неоднократный лауреат международных конкурсов джазовых исполнителей, в том числе Montreux Jazz Festival (Швейцария).

Разработчик виртуальных инструментов, которые используют для создания музыки композиторы из ста с лишним стран, в том числе всемирно известные композиторы и музыканты, обладатели Oscar и Grammy, голливудские студии и крупнейшие продюсерские компании. Эти инструменты признаны в числе лучших на мировом рынке.

Написал музыку к огромному количеству отечественных фильмов и сериалов нового тысячелетия («Торгсин», «Апельсиновый сок», «Склифосовский», «Монтекристо», «Голубка», «Первая попытка», «Петровка, 38», «Московская борзая», «Тридцатилетние», «Общая терапия», «Варенька», «Цепь», «Назад к счастью», «По следу Феникса», «Одна ночь любви», «Любовь как любовь» и многие другие), автор ста с лишним проектов для кино и телевидения.

С 2015 года – постоянный композитор проекта Nuclear Kids корпорации «Росатом».

Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате