Билеты на новый спектакль Евгения Гришковца "+1" раскупили еще за месяц. Но когда гость увидел в зале проплешину из пары свободных кресел, тут же попросил кого-нибудь из стоящих зрителей их занять - мол, неприятное ощущение неполноты зала. Избалован Гришковец любовью и признанием публики. А потому достаточно жестко ведет себя и с навязчивыми спонсорами, и с отдельными невоспитанными зрителями.
Мэтр и классик
- Десять лет назад со мной случилось признание на фестивале "Золотая маска", - рассказал писатель и актер на пресс-конференции. - Могу с уверенностью сказать, что за эти годы в России ни один театр, ни один артист не гастролировал больше, чем я. Я сыграл более 1200 спектаклей. Причем это не был "чес" по провинции - нижегородцы видели ровно те же спектакли, что и зрители в Вене или Париже. Мне кажется, что я появился в художественном контексте страны совсем недавно. Но за десять лет сменилось поколение. Для тех, кто сегодня поступает в театральные училища, я мэтр и классик, мои "Реки" входят в школьную программу. Это в голове не укладывается!
- Расскажите о новом спектакле и о гастрольном туре.
- "+1" - очень важное для меня событие. Восемь лет я не выпускал моноспектакля. Были постановки во МХАТе, был спектакль "По По" с Цекало. Но таких серьезных, главных работ с собственным текстом не было. Мне хотелось перейти в другой сценический возраст. И, кажется, это удалось.
С Нижнего Новгорода начинается юбилейный тур со спектаклем "Как я съел собаку". Я его сыграл более пятисот раз, потом сильно от него устал, пять сезонов не играл. Но теперь хочу отдать должное тому матросику, с которого начался новый этап моей жизни. Он повзрослел. Мне бы хотелось, чтобы в обновленной версии отразился я сегодняшний.
Актеры - это не мужчины
- Какая трансформация происходит с вами как с актером и мужчиной?
- Я бы разделил эти понятия. Мне никогда не приходилось актерствовать. Я исполняю собственные тексты. Актеры для меня не очень мужчины. У них поверхностное представление об истории, литературе, философии, вообще о картине мира. Актер - крайне несамостоятельное существо, он не может ничего инициировать. Он всегда находится в ожидании, а это разрушает душу. Женщины-актрисы обладают сильным характером, а мужчины-актеры - за редким исключением - тряпки. Поэтому можно говорить о трансформации меня как автора-исполнителя. Даже в смысле гримас, мимики - то, что я позволял себе в 32 года, будет неорганично в 42.
- По поводу женщин-актрис - недавно вы рассказывали, какое впечатление на вас произвело общение с Ксенией Раппопорт. Какие у вас еще есть любимые женские образы?
- Есть образы, которые я люблю, и стараюсь не знать, что они делают сейчас. Людмила Гурченко - великая актриса, но сегодня я бы не пошел на ее концерт, чтобы не нанести удар своей любви. Вряд ли я буду смотреть "Анну Каренину" с Татьяной Друбич, зная, как сегодня работает Сергей Соловьев. Чулпан Хаматова - крупная актриса, но на спектакль "Голая пионерка" с ней я не пойду, чтобы не отворачиваться, не прятать взгляд. А спектакль "Волки и овцы" в Театре Фоменко я бы посмотрел в пятый раз. Вот уж где одна актриса лучше другой!
Хотел быть рок-звездой
- Евгений, что касается возраста: с группой "Бигуди" вы выступаете с таким драйвом, как будто вам 25!
- Это любимая работа, воплощение детской мечты. Я же в 14 - 15 лет не мечтал стать писателем, скорее хотел быть как Роберт Плант (вокалист легендарных Led Zeppelin). Мечтал играть на гитаре, но не играл. Мечтал носить длинные волосы, но они не росли. И тут такое чудо - я, безголосый, получил возможность исполнять свои тексты на сцене под музыку! Скакать я себе позволяю, потому что много лет профессионально занимался пантомимой и даже был победителем сибирского конкурса по брейк-дансу.
- Нет ли в планах сотрудничества с другими музыкантами?
- Андрей Макаревич предложил записать любую песню "Машины времени" на наш выбор для юбилейного альбома. Летом мы выступили вместе со знаменитым виолончелистом Бориславом Струлевым, он специально прилетел из Нью-Йорка сыграть с нами концерт. Денис Мацуев предложил совместно что-то осуществить.
- Помимо ваших разнообразных талантов у вас есть еще и предпринимательская жилка…
- У меня нет бизнеса, где деньги делают деньги. То, что я зарабатываю, это гонорары. Я никогда не играю на корпоративных мероприятиях. Один раз попробовал и больше не стал. Потому что люди приходят не на мой спектакль, а к организатору корпоратива. Я отказываюсь от продажи своих книг в супермаркетах и от размещения рекламы книг на бортах троллейбусов. Потому что за книгой нужно специально прийти! Ее нельзя купить вместе с туалетной бумагой. Я внимательно слежу за тем, как выглядит книга и сколько она должна стоить. Я очень привередливый, противный в этом смысле человек. Но я отказываюсь от гарантированных легких денег.
Нижегородцем так и не стал
- Что вас раздражает в людях?
- Некомпетентность. Это очень часто встречается в нашей стране. Некомпетентные люди лезут с мнениями. Самоуверенность, наглость. Многое, целый список.
- В одной из ваших книг есть примерно такие слова: "Любовь не бывает ни счастливой, ни несчастливой. Она невыносима в любом случае". Прокомментируйте.
- Даже "ответная" любовь переживается очень тяжело. Она противоречит сложившейся жизни.
- Как провинциал провинциалам - что вы можете сказать об имидже Нижнего Новгорода?
- Сейчас Нижний Новгород выпал из информационного поля. В сознании страны место третьей столицы давно уже занял Екатеринбург. Город мало поставляет новостей, жизненных импульсов. С чем может быть связан имидж? С речкой и кремлем? Когда 11 лет назад я, не захотев жить в Москве, выбирал город для жизни, я побывал и в Нижнем Новгороде. Город мне понравился, но по ритму со мной не совпал. Все-таки я из Сибири, там условия жестче, жизнь энергичнее. В итоге выбрал Калининград. Не обижайтесь - вы же не хотите услышать дежурную фразу: "У вас лучшая публика в мире!" Я говорю как провинциал провинциалам…
Ольга ГОРНОВА.
Справка "НН"
Евгений Гришковец учился на филологическом факультете Кемеровского университета, служил на Тихоокеанском флоте, организовал театр "Ложа". Драматург, писатель, исполнитель своих пьес, актер, режиссер, участник группы "Бигуди". Автор пьес и спектаклей "Как я съел собаку", "ОдноврЕмЕнно", "Город", "Зима", "Планета", "Дредноуты", книг "Рубашка", "Реки", "Планка". Снимался в фильмах "Азазель", "Прогулка", "Не хлебом единым", "В круге первом", ленте по собственному сценарию "Сатисфакция" (2010).