Стартовал новый абонемент Нижегородской филармонии с говорящим названием "Джазовые нестандарты Аркадия Шилклопера". Мы впервые встретились с квартетом Pago Libre и познакомились с шедевром немого кинематографа. Все участники ансамбля первоклассные музыканты: Джон Вольф Бреннан - известный композитор и виртуозный пианист, Чо Тайссинг - скрипач с необычным стилем, Георг Брайншмид известен как один из лучших джазовых контрабасистов, а сам Аркадий Шилклопер - непревзойденный мастер валторны и как никто играет на альпийском роге. Кроме того, исполнители сами сочиняют музыку и в первом отделении представили свой альбом Fake Folk, стиль которого они определяют как псевдофольклор.
Pago Libre - интернациональный коллектив, в котором "течет" австрийская, швейцарская, ирландская, германская и русская кровь. В этой программе для музыкантов было важно обратиться к своим корням и попытаться передать свое национальное начало. Иногда оно было лирическим и даже меланхоличным, как в пьесе "5/4" Брайншмида, или зажигательно-веселым, как в Fhiga Шилклопера. Порой внешне сдержанные, но в то же время бодрые мелодии в духе кельтских напевов погружали нас в мир средневековых английских замков (например, In a Gaelic Mood). Музыканты заражали зрителей своей неистощимой энергией и впечатляли игрой воображения. В одной из композиций Тайсинг исполнил соло… на собственных щеках. Между прочим, отбивать ритмические дроби на подобном "инструменте" не так-то просто! Скрипач отличился и своим оригинальным сочинением. Пространное, но милое название - Celebration and Dance Music of the Clans Dwelling in the Ventricles of My Heart - вызвало невольную улыбку на лицах зрителей. Автор заглянул внутрь собственной души и поделился с нами - искренне и самоиронично.
"Шантаж" Хичкока занял все второе отделение концерта. Прелесть немого кино в том, что оно при каждом исполнении окрашивается в разные тона за счет нового музыкального сопровождения. Участники Pago Libre написали свой саундтрек к фильму. Они привнесли в реалии 1920-х годов напряженность нового века. Психологическая подоплека истории не оставляет равнодушным: защищаясь от насилия, героиня совершает убийство, а затем подвергается шантажу. На наших глазах сгущается ужас и рождается личность: легкомысленная кокетка превращается в страдающую женщину, которая готова понести наказание. Финал можно было бы назвать благополучным: смерть шантажиста положила конец уголовному делу. Но преступление навсегда останется на совести девушки - недаром в финале режиссер обрушивает на нее зловеще-саркастический смех шута с картины убитого ей художника.
22 ноября Аркадий Шилклопер выступит в Нижнем с Moscow Art Trio, 26 января - в дуэте с Даниилом Крамером, 3 марта - с академическим симфоническим оркестром филармонии. Программы, как и обещает название, будут нестандартными!
Татьяна ЛУКИНА.