Встреча в Безухове

Встреча в Безухове

Разве я виноват, что человечество решило заменить Господа Бога товарами широкого потребления?! Ф. Бегбедер "99 франков".
Французский писатель Фредерик Бегбедер, посетивший Нижний Новгород в рамках программы "Культурная столица Поволжья" выступил с запоминающейся шоу-акцией в литературном кафе "Безухов".
Многочисленные поклонники, жаждущие откровений от кумира, дождались своего. Бегбедер сразу признался, что слишком любит жизнь, клубы, рестораны, девушек, чтобы быть монахом, как Флобер, и уделять все время литературе. Не отказался бы француз и от приглашений на самые жуткие оргии Нижнего Новгорода, и от телефонов хорошеньких нижегородских девушек, но вынужден срочно вернуться в Париж, так как его девушка сломала ногу.
Краткий визит писателя в Нижний Новгород развеял все сомнения относительно сходства лирического героя книг Бегбедера и самого автора. Это homo consommatus - человек потребляющий, живущий в эпоху консьюмеризма (потребления). Его девиз: "Я трачу, следовательно, я существую". Внутренний конфликт бегбедеровских героев ("99 франков", "Любовь живет три года", "Рассказики под экстази", "Каникулы в коме") заключен в остром противоречии между наслаждениями благами общества потребления и критикой этих же благ. Рефлексия Бегбедера напоминает Достоевского: "Я только хотел дознаться, кто же тут в силах изменить наш мир, пока не уразумел: возможно, это я сам и есть? " ("99 франков").
Разоблачение Бегбедером благ цивилизации сближает его взгляды с крайне левым радикализмом. Бегбедер-революционер говорит: "Рекламная идеология играет роль своеобразной цензуры. Когда я был моложе, то считал, что политика и искусство не связаны между собой, но сейчас понимаю, что литература, юмор, сатира могут бороться с новой идеологией. Сейчас художник - борец сопротивления в мире торговцев. Моя задача - открыть людям глаза на то зло, которым является реклама". Апеллируя к Пелевину (роман "Поколение П"), Бегбедер повторяет: "Капитализм - вовсе не мечта, к которой нужно стремиться".
По Бегбедеру, спасение человечества в: скуке. "Ситуация необратима. Она не меняется со времен Паскаля: человек продолжает спасаться от страха смерти в развлечениях. Просто оно, развлечение, стало таким всемогущим, что заменило самого Бога. Так как же избежать развлечений? Бороться со страхом смерти. Мир ирреален - за исключением тех моментов, когда он скучен". Однако скука приводит современного человека в ужас, тогда как на самом деле "нет ничего более полезного и благотворного, чем хорошая ежедневная доза ничем не заполненного времени, долгих минут безделья, пустоты, тупого оцепенения в одиночестве или в кругу себе подобных. Нельзя одолеть противника, который вездесущ, виртуален и нечувствителен к ударам. Возражая Пьеру де Кубертену, я бы сказал, что ныне главное - НЕ участвовать. Нужно просто свалить подальше - как Гоген, Рембо или Кастанеда, вот и все".
Продемонстрировав свой принцип борьбы в действии, Бегбедер отказался от запланированной организаторами программы (развлекательная прогулка на теплоходе, общение с нижегородскими маркетологами, встреча с посетителями арт-кафе "Буфет" и выступление в киноцентре "Рекорд") и отправился скучать на историческую родину.
Галина ФИЛИМОНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате