Как себя вести, если вам прислали совсем не то, что заказывали, рассказала заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Эльмира Горюнова.
– Когда потребителю присылают тот или иной товар, который покупал через интернет, он его должен получить, – говорит специалист. – Почта России или курьерская доставка – это третьи лица, которые всего лишь оказывают услугу тому, кто отправлял посылку и кто ее получает.
Однако, по словам эксперта, будет очень хорошо, если человек процесс вскрытия посылки зафиксирует на видео. А если такой возможности нет, то найдет свидетелей, которые подтвердят, что прислали не то, что нужно. Дальше претензии нужно предъявлять юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, даже, если они говорят, что отправляли качественный товар.
– Потребитель не должен искать виновного, – констатирует Эльмира Горюнова. – У него правоотношения с предпринимателем, у которого он заказывал товар, поэтому именно к нему будут претензии по качеству и доставке товара. И если интернет-магазин не отказывается от общения, то покупатель может в переписке потребовать, чтобы прислали другой товар или вернули деньги.
Свои убытки добросовестный предприниматель сможет возместить через суд. А если человек считает, что столкнулся с мошенниками, надо написать заявление в полицию.
– Не стоит останавливаться, нужно идти до конца, чтобы вернуть свои деньги. Конечно, последняя инстанция – судебные органы, – говорит эксперт. – Потребитель сможет дело выиграть, потому что есть документ, подтверждающий факт оплаты товара. Поможет доказать, что прислали не тот товар, видео или свидетели.
Кстати, помогают в доказывании нарушений по закону о защите прав потребителей специалисты регионального Управления Роспотребнадзора. Там предупреждают, что в момент заказа нижегородцам также нужно быть осторожным, особенно, если вещь продается со скидкой (это распространенный мошеннический прием!).
Важно внимательно посмотреть информацию о продавце: это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Проверить их местонахождение, есть ли номер телефона для связи и электронная почта, по которой можно отправить претензию.
– Нужно почитать отзывы об интернет-магазине, – советует Эльмира Горюнова. – Чаще всего, когда люди сталкиваются с обманом, они пишут об этом в комментариях.
По ее словам, не стоит перечислять деньги за покупку по телефону или на карту продавца, он об этом просит, чтобы уйти от налогов. Но, таким образом, считается, что индивидуальный предприниматель или юрлицо никакой товар не реализовывали. А на договорные отношения с физическим лицом закон о защите прав потребителей не распространяется.
Кстати
По закону о защите прав потребителей, человек вправе отказаться от товара, купленного в интернет-магазине: в любое время до его передачи и в течение семи дней после. Но должны быть сохранены товарный вид и потребительские свойства приобретенной вещи.
Светлана Муратова.