Казалось бы, нет людей более близких, чем родные братья. Знают друг друга с детства, видят друг друга насквозь. И конфликт поколений им не грозит, потому что разница в возрасте, как правило, невелика. В этом непростом мире они, казалось бы, должны защищать и поддерживать друг друга. Однако история утверждает обратное. Жертвами братской «любви» стали Каин и Авель, Борис и Глеб… Увы, этот список продолжается и поныне.
Старший и младший
Дети разного возраста в одной семье часто ссорятся, а у мальчишек вообще порой выяснение отношений заканчивается дракой. И, конечно, больше достается младшему, он ведь слабее и не может дать серьезного отпора. Вырастая, старшие дети часто забывают о своих тумаках и пинках: для них эти конфликты не были серьезным переживанием. А вот обиженные младшие помнят очень хорошо. И порой не могут простить старшего брата даже во взрослом возрасте.
У последней, взрослой, ссоры двух братьев Калининых (в интересах следствия фамилия изменена) была вполне конкретная причина. Но об этом позже. Их взаимоотношения – благодатный материал для психологического исследования. Конфликт развивался по классической схеме: дети в семье были соперниками.
– Братья всегда делят любовь родителей, – исследует подоплеку конфликта в семье Калининых психолог, наш постоянный эксперт в области семейных отношений Оксана Елизарова. – Особенно тяжело приходится старшему: он привык быть для родителей единственным, и вдруг появляется конкурент, которому уделяют куда больше внимания…
Сергей пошел в первый класс, когда его мама отправилась в роддом «за братиком». Вадик родился болезненным мальчиком, и все внимание родителей в первые годы жизни было направлено на его здоровье. Старший ребенок практически остался предоставленным самому себе. Когда пришла пора младшему идти в школу, мама вместе с ним разучивала стишки, помогала готовить уроки. Старший с грехом пополам окончил восьмилетку и ушел в ПТУ, а младший в это время исправно получал пятерки. У старшего были приводы в милицию, а у младшего – похвальные грамоты и благодарности за участие в кружках. Младший дружил с отличницей из соседнего класса, а старший после развода с первой женой скитался по сомнительным компаниям, и пьяные оторвы, сменяя друг друга, составляли его личную жизнь. Соседи сокрушенно качали головами: надо же, а ведь родные братья!
Свадьба
Когда пришло время, Вадим женился на той самой отличнице. Свадьбу решено было справлять в кафе, где собрались родственники жениха и невесты. Сергей привел очередную подружку – размалеванную в пух и прах девицу, прославившуюся у них на поселке весьма легким поведением. И когда гости кричали «Горько!», невеста поднималась из-за стола, ослепляя гостей своей юной красотой и девственной чистотой. В какой-то момент счастливый жених перехватил взгляд старшего брата и содрогнулся: он до сих пор не сможет точно сказать, чего было больше в его горящих глазах – зависти или ненависти. Или он уже в начале торжества принял на грудь больше положенного…
И пошло-поехало. У Вадима через год жена родила сыночка, еще через год – лапушку-дочку. Жили молодые дружно и счастливо, на радость родителям. Квартиру взяли в ипотеку, ремонт сделали. Вадим работал на химическом предприятии, зарабатывал неплохо и души не чаял в своей жене и детях. Сергей же, казалось, окончательно поставил крест на своей личной жизни, пустившись во все тяжкие. Вадим все реже приглашал в гости родного брата. Во-первых, тот пил, не просыхая, а во время родственных застолий еще и скандалил, грязно матерясь при этом в присутствии детей. А во-вторых, жена Вадима, Ксюша, откровенно опасалась принимать в доме такого родственничка и его вульгарных спутниц.
Впрочем, Сергей иногда наведывался к младшему брату и без приглашения. Тут уж, хочешь не хочешь, дверь ему открывали всегда: как-никак, брат…
Незваный гость
Вот и в ту злополучную среду Сергей заявился без звонка – вечером, когда Ксюша уже укладывала детей спать. Пьяный в дым, он вдобавок с порога горланил свою любимую, державинскую, песню. В далекие времена, когда еще не разошлись их пути, они пели ее с Вадимом вместе:
«Брат ты мне или не брат,
Рад ты мне или не рад.
Сядь со мной за стол,
налей себе вина
И если ты мне брат, то пей
со мной до дна»…
Вадим, нагнувшись перед братом, снял с него ботинки, заляпанные грязью, и проводил к дивану в большой комнате. Тот еще некоторое время бормотал себе под нос: «Брат ты мне или не брат…», а потом повалился на бок и пьяно захрапел. Вадим виновато оправдывался перед женой:
– Брат ведь…
Но когда вновь вернулся в зал и увидел, как на диване расплывается мокрое вонючее пятно, его вдруг прорвало. Он в гневе сжал кулаки. Если бы смог, выбросил этот диван вместе с омерзительным братцем с балкона – диван, который они с Ксюшей недавно купили в кредит, на котором играли их дети…
– Ах ты, пьянь! – он схватил старшего брата за грудки, поставив перед собой. Тот, не приходя в себя, разразился громкой руганью. И тут младший брат не выдержал – что было сил, ударил его в живот.
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия, 17 марта 2021 года в вечернее время в квартире дома по улице Буденного г. Дзержинска 25-летний подозреваемый нанес удар кулаком в живот родному брату. От полученного телесного повреждения 32-летний потерпевший скончался…».
На этом месте пути братьев разошлись навсегда: старший брат отныне прекратил свои запои без помощи нарколога, а младшего, братоубийцу, ждет скамья подсудимых.
Татьяна Чинякова.