В то время как в нижегородском Арсенале продолжается абсолютно постмодернистский проект супругов Флоренских (творческая группа «Митьки»), они же со товарищи открыли принципиально академическую экспозицию буквально в полутора километрах от Арсенала – в бывшем кинотеатре Маяковского (на Скобе).
В последние годы в России вспыхнул интерес к академическим традициям в живописи. Например, даже Третьяковка, основанная изначально в пику «академистам» и в поддержку реформаторов-«передвижников», недавно проводила всероссийский конкурс произведений, написанных в реалистической манере (третье место в этом конкурсе, кстати, занял нижегородец Михаил Дуцев). Два года назад «митьки» Александр Флоренский и Иван Сотников организовали чисто академическое по сути «Общество любителей живописи и рисования» (никуда не денешься: Санкт-Петербург – оплот академизма). Члены общества практикуют старую-престарую традицию выездов на пленэр (на природу) с целью рисования оной природы «с натуры», и уже посетили Ферапонтово, остров Валаам, Царское село и Норильск.
В «Нижегородском пленэре» приняли участие уже упомянутые петербуржцы Флоренский (с супругой) и Сотников, а также Ирина Васильева, москвичка Ирина Затуловская и нижегородцы: Владимир Фуфачев, Константин Пьянов, Елена Мальцева, Евгений Стрелков. Художники несколько дней провели в Нижнем Новгороде, посетили Балахну, Городец, Лысково, Макарьев и Дивеево, а также Арзамас.
Все участники семинара – люди разные, с крайне различными предпочтениями. Например, Флоренский обожает рисовать церкви, и они присутствуют практически в каждой его работе. Ивана Сотникова при его интересе к культовой архитектуре и сане священнослужителя больше интересовали неожиданные виды Нижнего – эдакого города-кристалла, который можно поворачивать и так, и эдак. Ирину Васильеву свели с ума Волга и Стрелка, а Зеленский съезд она назвала «чистейшим Парижем». Все без исключения художники с крайним трепетом отнеслись к балахнинской церкви, построенной в XVI веке. Незнакомые с историей Нижнего Новгорода, они были потрясены рассказами о знаменитых нижегородцах.
Также помимо духовного обогащения (созерцания волжских видов) гости сумели получить нечто вполне материальное. Иван Сотников, одержимый идеей спасения произведений искусства, спас на помойке балахнинского краеведческого музея огромный портрет Сталина и обрывок какого-то батального полотна про Октябрьскую революцию. Также «митьки» насобирали множество фрагментов деревянной резьбы (которая стала еще одним объектом повышенного внимания. Ее зарисовывали, фотографировали и жадно собирали на свалках).
Отчетная выставка получилась крайне разнообразной и интересной, во многом - неожиданной. Константин Пьянов, известный нижегородцами своими нахально-примитивистскими работами, выдал призрачную карандашную серию куполов с крестами. Владимир Фуфачев, упорно исповедующий не всем понятные «архетипы» оказался великолепным, лаконичным и точным, рисовальщиком пейзажей с гениальными серебряными облаками и отражающимся в воде переменчивым небом. Евгений Стрелков и его одиннадцатилетняя дочь Полина создали серию изящной, практически книжной графики. Минималистические листы Ирины Затуловской контрастировали с «дико» насыщенным цветом Флоренских (а ведь по вечерам небо над Волгой и впрямь именно такое, яркое, темно-синее) и элегической серо-розовой Стрелкой Ирины Васильевой …
В свое время передвижники садились на пароход и ехали по Волге. Делать это считали своим непременным художническим долгом Левитан, Саврасов, Верещагин и прочие; сейчас их работы по итогам волжских турне украшают экспозицию нижегородского государственного художественного музея. Вслед за передвижниками в том же Художественном музее предстанут и волжские пленэры «митьков» - со 2 по 27 августа. Правда, экспозиция практически полностью изменится. Ведь настоящая выставка на Скобе – суть выставка эскизов и этюдов, произведений как бы незаконченных, так что ко 2 августа полотна будут доработаны.
Мария ФЕДОТОВА.