Нельзя в огромном мегаполисе не иметь автобусов «экспресс», которые раньше возили людей в центр из Сормова, с Автозавода, из Щербинок, Верхних Печер. Это те, что останавливаются только на узловых остановках, минуя большинство мелких. Горожане, в их числе студенты, тратят огромное количество времени на поездки. Страдает всё необавтомобиленное население города.
«Экспрессы» в Нижнем Новгороде отменили после развала городской транспортной системы и перехода пассажирских перевозок в частные руки. Но сейчас создаётся единая муниципальная система, где обычные маршруты могут сосуществовать с экспрессными. Надо просто понять, кто, откуда и куда едет, и какие здесь пассажиропотоки. Достаточно для начала опробовать один маршрут, скажем, от Седьмого микрорайона до Верхних Печер. На этих маршрутах находятся вузы, офисы и предприятия.
Вариантов для обсуждения много. Например, экспрессный маршрут можно сделать из «пазиков» и в них убрать половину сидений, чтобы больше народу входило.
Не исключено, что экспрессные маршруты будут даже экономически выгодны. Зачем трясти огромные массы пассажиров на каждой остановке, если большинство из них пересаживается только на небольшом количестве «узловых»? Можно в рамках одного и того же маршрута пускать экспрессные и обычные маршруты и продавать единый проездной. Это даже для частных маршрутов будет выгодно, т.к. экспрессная часть автобусов будет расходовать меньше топлива и ресурсов, перевозя то же количество пассажиров. Например, пустить часть автобусов 171-го маршрута по экспрессному графику движения, останавливаясь только на насыщенных остановках. Но на все автобусы этого маршрута продавать единый проездной.
Если студенческая и офисная молодёжь, проживающая в спальных окраинных районах, получит возможность пользоваться автобусами-экспрессами, то это может сильно сократить время поездок на учёбу или работу. Но тут во всей красе встает проблема пробок. Можно предложить решение и этой проблемы. В будние дни на «пробочно» проблемных местах (а их не так много) вводится временный запрет на проезд личного транспорта по крайне правой стороне. Например, с 6-30 до 8-00 время пик, на части Сормовского и Московского шоссе по крайне правой стороне может продвигаться только общественный транспорт. Полтора часа ограничения для частников, которые могут выехать пораньше, попозже или другим маршрутом. А основная масса горожан, проживающих на окраинах, сократит время утренней поездки в транспорте минут на 30-40 за счёт излишних остановок и избавления от пробок.
Хочу, чтобы кто-нибудь откликнулся на мои предложения. Предлагаю их обсудить специалистам, занятым в организации пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде, а также студентам и работающему населению.
Владимир Шаталов. Фото Александра Воложанина.