«Люди дождя» воспринимают мир иначе. Аутисты не умеют общаться, неуютно чувствуют себя среди других людей, не всегда владеют речью, но в то же время очень нуждаются в социализации. Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр Нижегородской области «Олимпиец» для особых ребят и их родителей был организован фестиваль «Мы вместе».
С уклоном на спорт
Взрослые постарались создать для детей максимально дружественную, теплую атмосферу. Для воспитанников и их родителей в центре была организована интерактивная игра с психологом, арт-терапия на развитие мелкой моторики, мастер-класс по изготовлению поделки – медвежонка из перчатки. Ребята с удовольствием поучаствовали в спортивной тренировке с элементами карате. По окончанию праздника все особенные подопечные центра получили подарки.
В нашей области в последние годы делается многое, чтобы помочь семьям, воспитывающим особенных детей. Для обучения и социализации таких ребят созданы специальные группы в детских садах, в школах они обучаются в ресурсных классах. Но кроме того, детям с особенностями также нужны занятия в кружках и секциях.
С 2019 года Детско-юношеский центр Нижегородской области «Олимпиец» один из первых в Нижнем Новгороде начал развивать услуги дополнительного образования спортивной направленности для ребят с расстройством аутестического спектра (РАС). Сейчас здесь работает инклюзивная группа по карате и есть возможность посещать секцию плаванья.
Как рассказала заместитель директора по учебно-методической работе центра Татьяна Кафтаева, с января 2021 года в бассейне Олимпиец начались индивидуальные занятия по плаванью с такими детьми. Занимаются плаванием семь человек, хотя востребованность в таких занятиях очень высокая. Но пока тренер только один и набрать больше детей не представляется возможным.
– Дети с РАС любят воду, и положительные результаты есть у всех занимающихся. Главное найти подход, заинтересовать. Занимаются у меня ребята, у которых, кроме аутизма, еще и ДЦП, – отметила тренер Татьяна Рябинкина.
Свой тренер
В центре «Олимпиец» очень гордятся достижениями Игоря Медведева. Одиннадцатилетний воспитанник под руководством тренера по карате Александра Ермилычева сдал нормативы и получил белый пояс.
– Я не занимался с Игорем специально ради достижения этой цели, но все время мотивировал его, чтобы он работал над собой, добивался результата. На курсах в Москве нам объясняли специфику психологии этих детей – они привыкают, к особенному отношению и требуют поблажек. Моя цель, чтобы все воспитанники тренировались в полную силу. Группа инклюзивная, и на тренировках приходится напоминать обычным детям, что у Игоря есть особенности и к этому нужно относится с пониманием. Сначала обычные ребята сторонились Игоря, но потом привыкли к нему и проблем уже давно не возникает. Далеко не все дети с РАС могут заниматься карате, для людей с таким диагнозом лучше подходят циклические виды спорта – бег, лыжи, плаванье, – рассказал тренер Александр Ермилычев.
– Для Игоря тренер Александр Валерьевич непререкаемый авторитет. Он нашел к сыну подход, и Игорь с удовольствием второй год ходит на занятия. На тренировках он учится концентрироваться, выполнять инструкции. Для ребенка с аутизмом очень важно научиться владеть своим телом, и физическое развитие для таких детей очень важно. Мы перепробовали много всего, занимались боксом, плаванием, но особых продвижений у сына не было, пока мы не нашли «своего» тренера. Игорь стал спокойнее, ему легче стало общаться с другими детьми, сон теперь более дисциплинированный, собранный, – делится мама Игоря Александра Медведева.
Между тем
Игровая спортивная программа с участием детей с расстройством аутестического спектра состоялась и в клубе «Космос» Сормовского района Нижнего Новгорода. В инклюзивном мероприятии «Мы вместе» приняли участие 40 человек, в числе которых 16 ребят с РАС в возрасте от 10 до 15 лет. Здесь же открылась выставка рисунков особенных детей. – В учреждении дополнительного образования «Агнес» есть инклюзивные группы и регулярно проводятся мероприятия с участием детей с РАС. Дети не только приобретают художественные навыки, но и с помощью специальных методов визуальной поддержки приобретают навыки планирования, самоконтроля, – рассказала руководитель ресурсного центра сопровождения образования людей с РАС Надежда Гусева.
Александра Махлина. Фото автора.