Вслед за осенью – весна

Юбилей у руководителя балетной труппы Нижегородского оперного театра пришёлся на октябрь прошедшего года. Но концерт в честь этого, по понятным причинам, получилось организовать лишь весной, со снятием определенных коронавирусных ограничений. 

И вышло символично. С одной стороны, осень: пора подведения итогов, а пятьдесят лет для балетных танцовщиков – возраст глубокой пенсии. С другой стороны – юная весна: пора пробуждения и роста, надежд и новых горизонтов, и именно на эти дни волей судеб выпало поздравление большого артиста.

Юбиляра приветствовал со сцены заместитель председателя правительства Нижегородской области, министр культуры Нижегородской области Олег Беркович, зачитавший поздравительный адрес от губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. Теплые слова произнес министр посольства Японии в России Тосио Ямамота. Он обратился с приветствием и поздравлением от чрезвычайного и полномочного посла Японии в России Тоёхиса Кодзуки.

– Мы верим, что ваша весна в Нижегородском театре оперы и балета только начинается, –сказал художественный руководитель театра Александр Топлов и открыл вечер «Весенними водами» Рахманинова в исполнении хора театра.

Концерт стал заметным событием в культурной жизни, по значимости выйдя далеко за рамки нижегородского масштаба. На сцену выходили артисты российского балета, известные во всем мире. Собрать в рамках одного вечера восемь ангажированных исполнителей, чья жизнь расписана на многие месяцы вперед, крайне непросто, и очевидно, что решающим фактором для получения их согласия на выступление стало имя Морихиро Ивата.

В первом отделении дали «Шопениану» – хореографические этюды, исполняемые нижегородскими артистами под шопеновские этюды Op.10. Московский пианист Дмитрий Калашников создал интересный художественный эффект хореографического станка на сцене – как будто талантливая балетная молодежь вдохновенно играла в постижение танцевальной науки.

– На этот цикл никогда не ставилась хореография, – отмечает Александр Топлов. – Вдвойне ценно, что Калашников органично соединил художественные задачи этого сложного фортепианного цикла с форматом игры, на которую поставлены танцы.

Каждый этюд имел свое название, свой эмоциональный окрас: «Радость», «Юность», «Доверие», «Любовь», «Расцвет»… «Революционный этюд» в этой концепции получил название «Жизнь». Исполнил его Морихиро Ивата. Идеально дисциплинированное тело, невероятной грации прыжки, безукоризненный апломб, выразительная актерская игра заставили публику зайтись в восторженных овациях. Многие понимали, что эти выступления маэстро на большой сцене могут оказаться последними. Сам Морихиро-сан признавался в интервью: 

– В таком возрасте, в общем, уже давно не танцуют.

 И тем пронзительнее воспринимался его выход на сцену во втором отделении программы – в поставленном им самим танце на песню Высоцкого «Всё не так».

Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате