Во глубине днепровских вод

Во глубине днепровских вод

В нижегородской опере вновь поставили "Русалку". Второй раз этот спектакль, колоритный и нарядный, был показан в программе Всероссийского фестиваля "Болдинская осень" и стал ее украшением - яркой жемчужиной в музыкальном приношении Пушкину.
Надолго запоминаются танцы. Колоритны свадебные пляски в княжеском тереме - с обилием гостей всех возрастов, с радостно верещащими девушками, затейниками-ряжеными, с неподражаемым Сватушкой (Владимир Кубасов) во главе веселящихся масс. Хористы все меньше "выстраиваются" на сцене и начинают играть, жить, двигаться. Цветовое решение действия - красное и жемчужное с золотом - подчеркнуто "солнечное", и тем страннее, страшнее вторгается в праздник страдающая русалка.
Неземным контрастом мирским развлечениям становится пластика глубинного мира в ультрамариновых тонах. Это лунные танцы гибких русалок, больше похожие на мистическое синхронное плавание.
Между тем при обилии вокальных хитов и ярких номеров спектакль смотрится на удивление цельно и компактно. Вообще "Русалка" - опера большая, в шести картинах и четырех действиях. Постановщики объединили их в два больших акта. Кстати, увертюра звучит после первой картины, так что драматическая завязка воспринимается эдаким прологом. Дирижер (Сергей Вантеев), лаконично управляя огромной массой исполнителей (оркестром, певцами-солистами, хором и балетом), скрепил действие поистине железной рукой.
Созданная Даргомыжским, мастером "правдивой интонации", "Русалка" очень музыкальна, и прекрасно звучащие солисты оперы осуществляют все великолепие музыкальной стихии (вот только текст порой "пропадает" за пением).
Игра солистов также хороша: она захватывает и заставляет сопереживать, что в музыкальном театре, пожалуй самом "условном" из всех существующих театров, не так просто. Открывающий действо Мельник (Михаил Наумов), поначалу несколько грешащий однообразием игры, вскоре натурально становится здравомыслящим деревенским резонером, расчетливым папашей. Тем сильнее контраст с последующим его безумием, вызывающим неподдельные жалость и страх.
Князь (Павел Полянинов), слегка легкомысленный и слабовольный красавчик, между тем запутавшийся в происходящем и честно страдающий, внушает самую искреннюю симпатию зрителям, особенно представительницам слабого пола.
Наташа, будущая Русалка (Надежда Маслова) - хорошенькая, худенькая, нервная, - уходя на глубину и становясь там царицей, долгие годы лелеет в сердце чувство. Не месть, но любовь…
Мария ФЕДОТОВА.