Какие специалисты сегодня востребованы в реальном секторе экономики

Какие специалисты сегодня востребованы в реальном секторе экономики

Во время пандемии появившееся свободное время многие нижегородцы использовали для самообразования. Как правило, люди стремятся получить дополнительное образование для того, чтобы овладеть новой профессией или получить знания, которых не хватает «по жизни». В Нижегородском педагогическом университете обратили внимание на популярность программы «дошкольное образование». Изучать педагогические методики стремятся мамы в целях понять, как правильно воспитывать детей. 

В лидерах – новые профессии

Дополнительные знания расширяют кругозор и дают возможность человеку повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Для работодателей также очевидно, что сотрудник, который уделяет внимание своему допобразованию, обладает широтой взглядов, что помогает ему принимать более эффективные управленческие решения. Наличие сертификатов о прохождении вебинаров, семинаров, курсов – это замечательный психологический штрих к портрету соискателя, утверждают специалисты по набору персонала. 

О том, как развивается дополнительное профессиональное образование в Нижнем Новгороде, обсуждали на круглом столе «Каких специалистов ждут на постпандемийном рынке труда. Когда лучше научить, а не переучивать».  

– Каждые 20 – 30 лет на лидирующие позиции выходят новые профессии. Сегодня очень востребованы технические специалисты – инженеры, айтишники и, конечно же, медики. Востребованности медиков, фармацевтов, вирусологов способствовала пандемия, – рассказывает руководитель отдела по развитию карьеры и профориентации портала SuperJob, бизнес-тренер Артем Дорошин. – Глобальные тренды – это цифровизация, робототизация, автоматизация. Это приводит к появлению на рынке труда актуальных стыковых направлений. Молодые специалисты могут пробовать себя в совершенно новых профессиях на стыке разных отраслей. Согласно нашим исследованиям, профориентированность людей в России улучшается. Дети и родители относятся более серьезно к выбору профессии. Найти ответ на вопрос «кем быть?» стараются как можно раньше. 

Сейчас можно услышать, что человека скоро везде заменят роботы. Однако автоматизация и роботизация происходят не так быстро. Например, у айфона компании Apple только заднюю крышку собирают автоматы. Все остальное требует человеческого участия. 

– Да, действительно, прогресс не стоит на месте. По всему миру появляются автономные такси, колесящие без водителя. Они уже есть, в том числе, и в Москве. Но пока непонятно, насколько это будет востребовано, так как опыт азиатских стран показывает, что, например, в магазины без продавцов люди не очень любят ходить, – рассказывает Артем Алексеевич.  

По его утверждению, в Нижегородской области сейчас очень актуальны два запроса рынка. Во-первых, нужны айтишники. Их нужно очень много – порядка пяти – шести тысяч. Но это должны быть не просто системные администраторы или люди, владеющие программированием. Требуются инженеры со знанием IT . 

– Мы готовим краткосрочную модель подготовки таких специалистов, которая позволит их быстро вывести на рынок и трудоустроить уже в следующем году. Обучение рассчитано на семестр, сегодня нет возможности ждать четыре года, пока будут обучены и выпущены бакалавры с необходимыми навыками, – отметила министр образования Ольга Петрова.  

По словам Ольги Викторовны, еще один большой запрос в регионе связан с острой нехваткой педагогов. Это актуально в свете открытия Школы 800, куда нужно порядка 400 преподавателей. Открываются и другие новые школы, например, в микрорайоне Щербинки. А это еще 50 учителей. Для того чтобы заполнить свободные вакансии, министерство активно работает и с Мининским университетом, и педагогическими колледжами. 

И для домашнего пользования 

В пандемию было открыто большое количество бесплатных курсов, и многие нижегородцы воспользовались этим. Государство принимает участие в развитии дополнительного образования – в 2019 и 2020 годах были реализованы проекты в рамках нацпроекта «Новые возможности для каждого», и вузы имели возможность получить от Министерства науки и высшего образования субсидии на реализацию данных программ. В 2021 году допобразование реализуется в рамках нацпроекта «Демография». 

– Главная сложность заключается в том, что нужно не просто обучить людей, но и обеспечить их трудоустройство. Поэтому задействованы центры занятости. Организация получает сначала 70 процентов субсидий за обучение, а оставшиеся 30 процентов только после трудоустройства, – рассказала министр образования. 

– В ННГУ более трехсот программ повышения квалификации, каждая их них востребована в той или иной степени. В пандемию особой популярностью пользовались программы экономической направленности – бухгалтерский учет, банковское дело, IT-технологии, – рассказала ректор университета Лобачевского Елена Загайнова. – В онлайн-формате люди готовы совершенствоваться в самых разных направлениях – аналитическая химия, радиофизика, информационные, когнитивные технологии, искусственный интеллект. Программы MBA (мастер делового администрирования) необходимы для эффективной работы в бизнесе, государственном и муниципальном управлении. Очень популярны public administration. государственное управление; государственно-административная деятельность; управление государственными предприятиями. 

Большой популярностью в последнее время пользуется психология – люди хотят образовываться для «домашнего пользования», чтобы уметь выходить из стрессов и конфликтных ситуаций. Такой курс появился и в ННГУ.

На новый уровень

– К сожалению, программы для обучения взрослых в России гораздо меньше востребованы, чем за рубежом, – констатирует заместитель директора филиала НИУ ВШЭ Денис Фоменков. – В нашей стране в программы дополнительного профобучения вовлечены 20 процентов взрослого населения, в Европе в два раза больше. Те же, кто проходит обучение, делают это для того, чтобы удержаться на своем месте работы. НИУ ВШЭ предлагает большой портфель дополнительных программ, и он постоянно обновляется – есть курсы как технического, так и гуманитарного профилей. Важно, чтобы программы в онлайн-формате были конкурентоспособны не только на региональном, но и на российском уровне. Например, с программой по компьютерному зрению Высшая школа экономики выходит на внешний рынок. Нижний Новгород считается сильным центром по этому направлению.

– Одна из сильных сторон Мининского университета – это дополнительное профессиональное образование для учителей Нижнего Новгорода и области. Его полная линейка рассчитана на преподавателей от дошкольной до вузовской подготовки, – перечисляет директор института непрерывного образования НГПУ им К.Минина Светлана Соткина. 

Психолого-педагогический блок дополнительного образования направления НГПУ им К.Минина востребован, прежде всего, с возможностью подготовки специалистов, необходимых для психологических консультаций родителей. И одна из программ уже реализуется на уровне РФ. Очень востребованы направления, связанные с инклюзивным образованием. 

А связи с тем, что сейчас большая необходимость в IT-специалистах при активном взаимодействии Мининского университета, ННГУ имени Н.И. Лобачевского, НГТУ имени Р.Е. Алексеева, создана сетевая модульная программа по повышению квалификации учителей информатики. 

Еще одна важная проблема – качество дополнительного образования. Людям, согласно опросам, прежде всего нужны конкретные практические навыки. Симуляция, деловые игры, использование технологий виртуальной реальности и другие новые технологии действительно могут помочь формировать компетенции более эффективно. И этому тоже нужно учить. 

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате