2010 год объявлен Годом учителя. Образование как одна из важных социальных задач любого времени и всякого общества справедливо заняла свое место в рейтинге первоочередных дел.
Ждем перемен
Новые образовательные стандарты, о которых много и порой весьма туманно говорят, в некоторых своих ипостасях, например в начальной школе, лицеях и училищах, должны вступить в силу с нынешнего года. К счастью, учебный год и календарный не одно и то же, и народ надеется, что обещанных коренных перемен еще придется подождать. Слухами полнится земля, и те, кто привык на них реагировать, начинают тревожиться: говорят уже про 12-летку, платные уроки в школе, про то, что нагрузка на учителя несоизмеримо возрастет и он будет готовить детей как к ЕГЭ, так и к обычному экзамену, что полный день в школе ляжет тяжелым грузом на школьный персонал, а ученики будут выбирать себе профессию начиная с пятого класса.
Что же это за стандарты такие? Главное новшество - изменение их структуры. Она трехступенчатая. Первая часть - требования к реализации образовательных программ, вторая - к их параметрам, третья - к условиям их осуществления. Проще сказать, примерно так мы и представляли себе школу: чему учат, как это организовано, и в каких условиях происходит учеба. В общем, то, о чем всегда беспокоились папы и мамы. Вот к этому и прикладываются стандартные рамки. Прописаны процедурные условия, обеспечивающие качество образования. А качество, заметьте, теперь не только в получении набора знаний, но и в воспитании человека, на что тоже делается упор.
Теория и практика
Разве плохо, когда на уроках присутствуют преподаватели-практики, логично, что предложено привлекать их к работе. Но не хотелось бы, чтобы они заменили учителя-теоретика. Говорится об использовании информационных технологий, электронно-библиотечных систем и прочего современного оборудования. Но не хочется, чтобы из школы уходило живое общение с педагогом, книга, которую можно листать. Возможно, одно будет дополнять другое? Вариантов много, отсюда и тревога родителей и учителей. Школы Нижегородской области к переменам в последние годы твердо идут. Инновации, проекты, предложенные на конкурсах, по которым выделялись гранты, породили множество новых передовых подходов к образованию. В сущности, бояться нам нечего, так как многое мы уже прошли.
Например, родители теперь будут чаще слышать слово "компетенции". Детям в школе дают знания, умения и прививают компетенции, что от привычного понятия компетентности отличается. Кстати, в нижегородских школах многие уже к этому слову привыкли. В старших классах некоторых школ в последние годы вводилось профильное образование, и, как выяснилось, в этом наш регион пошел "впереди паровоза". Например, в 186-й авторской академической школе Нижнего собственный эксперимент был в разгаре, когда учебное заведение лично посетил министр Андрей Фурсенко. Одобрил. Требование вкладывать в детей не только знание предмета, но и глубокое понимание всего того, что пригодится им в профессии, отличается от знакомой нам профориентации. Кстати, родители, чьи дети прошли через такое, вполне довольны: к вступительным экзаменам в вузы ребята уже знали, куда идти и кем быть.
В новых стандартах профобразования предусмотрены часы на изучение военного дела. Говорят о введении НВП и в средней школе. Пока утвержден стандарт начального общего образования, и в начальной школе, конечно, нет военной подготовки. По средней школе вопрос еще не обсуждался. В 2010 году министерство рассмотрит стандарты среднего полного общего образования, тогда будет возможность обсудить современные место и роль военной подготовки юношей на старшей ступени общего образования. Но есть важное уточнение: тот, кто начал обучение по старым стандартам, как обещают в министерстве образования, будет иметь возможность доучиться по ним. Школа сможет перейти на новые стандарты раньше обязательного срока их введения, но вопрос этот придется решать коллективно на уровне совета школы.
Кстати
Все, кого тревожат нововведения, могут поинтересоваться ими на сайте Минобразования, и тогда черт не будет так страшен, как его малюют. Однако обсудить важную тему, в том числе и ЕГЭ, мы призываем учителей и родителей.
Между тем
В 2010 году из-за демографического кризиса каждый второй выпускник школы имеет шанс стать студентом бюджетного отделения. Такой вывод следует из данных, озвученных на коллегии Министерства образования и науки РФ. Глава департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко рассказал, что на 2010 год ведомство выделило 448 тысяч бюджетных мест в вузах и 334 тысячи из них отдано очникам. Школу в будущем году закончат 822 тысячи 11-классников, при том что в 2009 году их было намного больше - 899 тысяч. По словам Реморенко, снижение количества абитуриентов в министерстве учитывали. "Мы получим 418 мест очной формы обучения в расчете на одну тысячу выпускников", - объяснил он, напомнив, что в нынешнем году бюджетных мест было 417. При этом отмечена недопустимость вузовской самодеятельности в распределении бюджетных мест. Интересно, что в следующем году вырастет количество бюджетных мест по группе специальностей "сфера обслуживания". Как оказалось, чиновники учли пожелания ребят.