Недавно «НН» рассказывали об одном необычном уголовном деле: суд вынес приговор преступнику, который признал свою вину в совершенном убийстве, а труп убиенного так и нашли. На территории бывшей свалки, где погребли жертву, строится новый дом.
Дело, о котором пойдет речь, тоже не назовешь обычным: на минувшей неделе Богородский городской суд вынес убийцам приговор, труп найден, но... до сих пор не опознан.
Упокоится с миром
Не так давно во Всемирной сети заплутал видеоролик с кадрами захоронения неопознанных и невостребованных тел. Мы живем в жестокое и циничное время. Не прекращаются войны, совершаются теракты, убивают и насилуют детей, до смерти забивают родных матерей… И все эти жуткие преступления частенько снимают на видео. Отдельная тема в этом архиве – кощунственное обращение с неопознанными трупами.
В федеральном законодательстве существует специальная статья – «О погребении и похоронном деле». Согласно ее, в особых случаях тело может храниться в морге до семи суток, а если специальный уполномоченный, сотрудник правоохранительных органов, занят розыском родственников, то этот срок продлевают максимум до 14 дней. Хоронят, конечно, без лишних сантиментов типа отпевания в храме, гроб из третьесортного горбыля не обивают материей – и все это на наши с вами, дорогие налогоплательщики, деньги.
Для захоронения требуются заключение криминалистов и разрешительные документы от полиции. Если труп не криминальный, а всем должностным лицам заведомо известно, что покойный – бомж, то время его пребывания в морге может быть сокращено и до обычных трех дней. В некоторых случаях никому не нужные тела передаются по запросам в медицинские университеты для научных и учебных целей.
Помнится, много лет назад бывший завкафедрой судебной медицины нашего мединститута Евгений Колпащиков рассказывал о нелегких буднях работников морга, которые занимаются, в том числе, и беспризорными трупами. Оказывается, ничейных мертвяков хранят в отдельном помещении. Никто их, конечно, не омывает перед тем, как проводить в мир иной. Холодильных установок не хватает, так что фиалками там не пахнет…
Сведения о таких умерших хранятся обычно в архиве кладбища, за которым закреплен участок для безвестных тел. Все имеющиеся данные заносятся в специальные журналы. Если родственники все-таки обнаруживаются, то они могут перезахоронить умершего или поставить на месте определенной могилы памятник с фотографией или крест. Оградку же сделать, скорее всего, не разрешат.
Богородская сага
Никто в славном городе Богородске не знал этого залетного мужичка, назовем его Васей: кто такой, откуда прибыл – ни фамилии, ни адреса. Нигде постоянно не работал, жил где придется – то в подвале каком прикорнет, то у местной алкоголички заночует. Сердобольные аборигены частенько приглашали его в свою компанию, плеснуть в стакан не жалко, а несчастный, глядишь, осчастливится. Вот и на этот раз два соседа из четырехквартирного дома, что на улице Гагарина, собрались долгим декабрьским вечерком посидеть за столом, попить самогоночки. Позвали и Васю. Сожительница хозяина, славная женщина, щедро выставила закуски, да и сама присела рядом. Балагурили кто во что горазд. Гость, принявший на грудь, разомлел: тепло, сытно, по-домашнему. Благодать! Вот еще бы бабу такую добрую… Расслабившись, высказывал он вслух свои тайные желания. Однако подвыпившим мужикам это не понравилось: одно дело – делиться водкой, другое – женой…
Дальше следует классическая сцена пьяной бытовухи. Рассказывает заместитель руководителя богородского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Нижегородской области капитан юстиции Даниил Куянов:
– Сначала один из них схватил со стола кухонный нож и нанес гостю ранение, потом другой два раза ударил его тем же ножом…
Окровавленный труп подельники – такой статус два друга получат в дальнейшем – оттащили в неотапливаемый сарай и спрятали в погребе под кучей старого барахла. Потом вернулись в дом, прибрались и опять сели за стол – помянуть усопшего, благо самогонка еще оставалась. И стали дальше жить-поживать, может быть, даже забыли бы этот случай. Однако истина стара: тайное всегда становится явным. «Из оперативных источников» в полиции узнали тайну хозяйского погреба, труп извлекли, подозреваемых в убийстве арестовали, ориентировку на Васю в другие регионы разослали.
– К сожалению, до сих пор никто не отозвался, – говорит Даниил Максимович. – Да и выделить ДНК из крови трупа, пролежавшего полгода в погребе, не так-то просто…
Группа из двух человек
– Собранные следователем Богородского МСО доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 43- и 48-летним местным жителям, обвиненным в убийстве, – сообщила старший помощник руководителя регионального управления СКР полковник юстиции Юлия Склярова.
Однако, услышав в зале суда вердикт, бывшие собутыльники ахнули – 13 и 13,5 года им показалось многовато. Пока еще приговор не вступил в законную силу, они обратились в вышестоящую инстанцию с апелляционной жалобой.
– Это их право, – поясняет доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук Людмила Обидина. – Только статья Уголовного кодекса, которую им вменяют, гласит: «Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо пожизненным лишением свободы...». А двое – это группа…
Бедного Васю, вернее, все, что от него осталось, погребли по всем правилам, поставив на месте захоронения табличку – без имени, но с регистрационным номером. По этому номеру потом можно будет определить бедолагу, если все же объявятся родственники.
Татьяна Чинякова.