Мастера гостеприимства со всей страны поборолись в Нижнем за гранты на свои проекты

Мастера гостеприимства со всей страны поборолись в Нижнем за гранты на свои проекты

Жители Соединенных Штатов Америки тратят на поездки по стране 224 млрд долларов ежегодно, россияне – в десять раз меньше. «Если один американец в среднем совершает четыре поездки в год, у нас – 0,4», – сообщил во время финала конкурса «Мастера гостеприимства», который прошел в Нижнем Новгороде, исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков.

Ажиотаж без расчета

– Национальная идея в Америке – увидеть свою страну, – говорит он. – И несмотря на то, что трасса 66, которую называют «матерью американских дорог», производит худшее впечатление, чем российские, на ней есть придорожный сервис. Мы же придорожную инфраструктуру только начинаем создавать.

Исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства отметил, что внутренний туризм в России только развивается. И пока у нас не просчитано, сколько имеется гостиниц и других средств размещения. А следовательно, неизвестно, какое количество туристов тот или иной регион может принять, что и показывает имеющийся ажиотаж на юге России, где загрузка составляет больше 90-95 процентов.

По словам президента Российского союза туриндустрии Андрея Игнатьева, увеличение турпотока на внутренних направлениях высветило и другую проблему – нехватку квалифицированных кадров. На это же посетовал и президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Он отметил, что как в советское время, так и в настоящее нет государственной программы по обучению шеф-поваров. А в ресторанах, как правило, работают самоучки.

– Чтобы повысить уровень квалификации, надо вкладывать средства в обучение персонала, но не каждый предприниматель готов это делать, так как человек, который получает дополнительную квалификацию, начинает требовать больше денег или уходит в другое место, –поделился Игорь Бухаров.

Что касается непосредственно туристских специальностей, которым в вузах обучают, то у студентов маловато практики. А преподаватели, как правило, теоретики, которые не понимают требований бизнеса.

– Что такое туризм? Это тур­оператор, который на «ниточку» нанизывает предложения, имеющиеся в регионе. Нехватка персонала влияет на уровень сервиса, а местные жители не сильно хотят работать. Их замещали приезжие из стран ближнего зарубежья. Но сейчас, когда границы закрыты, оказалось, что неквалифицированные рабочие места находятся в «провале», – объяснил Игорь Бухаров.

«Упаковать» тур

Специалисты по туризму, приехавшие на конкурс «Мастера гостеприимства» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей», отмечали, что поднимать уровень сервиса в нашей стране надо как можно быстрее. Иначе с открытием границ произойдет отток путешествующих, которые снова поедут в Европу, Турцию или Египет, где действует система «все включено». А «терять» миллиарды рублей, которые ежегодно вывозятся туристами за границу, очень не хочется: они пригодятся в России. Тем более, у нас есть, куда съездить и что посмотреть.

– Я не скажу, что в России очень отсталая инфраструктура, – считает телеведущий и путешественник Сергей Доля. – Везде, где я был, имеются гос­тиницы. Безусловно, есть, что улучшать, но на это нужны деньги и время. Невозможно за один год все перестроить, хотя темпы взяты очень хорошие. Главное, чего не хватает в российском туризме – конкретных туристических продуктов. Мне надо, чтобы озвучили сумму и сказали: «Приезжай, все включено, ты уедешь довольный!»

Однако, по мнению путешественника, «Мастера гостеприимства» – идеальное место, где можно посмотреть, как трансформируется туристическая отрасль.

– Год назад на конкурсе были очень хорошие ребята с интересными проектами. Но в этом году уровень их подготовки стал на ступень выше, – рассказал Сергей Доля. – И это лакмусовая бумажка, как меняется туризм в России: сейчас им стали заниматься профессионалы, поэтому отрасль идет в правильном направлении быстрыми темпами.

Также считает основатель премии World travel awards американец Грэхэм Кук. Он посоветовал в «раскрутке» регионов для иностранцев больше использовать интернет, мессенджеры, социальные сети... Переводить сайты на максимальное число языков. Благодаря  этому он бесплатно сделал узнаваемым свою премию, которая по популярности и цитированию в новостях опередила такие международные гиганты, как Coca-Cola и Disney.

– 50 лет я занимаюсь туризмом и только в 2018 году, когда чемпионат мира по футболу приехал в Россию, узнал о Нижнем Новгороде. Вы проделали огромную работу в подготовке к этому мероприятию, страна преобразилась, – заметил Грэ­хэм Кук.

По его мнению, в России очень много городов с богатой культурой, которые будут интересны иностранным турис­там. А что касается несовершенства инфраструктуры – эта проблема актуальна для большинства крупных стран.

Трое лучших

Как считают эксперты конкурса, такие мероприятия, как «Мастера гостеприимства» способны выявить профессиональных и талантливых людей, которые решат проблемы  в тур­индустрии. Например, одна из участниц конкурса от Нижегородской области Екатерина Савенкова разработала проект, как организовать студенческий лагерь для тех, кто обучается по специальности, связанной с индустрией гостеприимства. Задача – повысить образовательный уровень студентов и дать им возможность стажироваться в организации, где она много лет работает – на базе отдыха «Изумрудное».

– Идея проекта родилась потому, что мы искали сотрудников, – объясняет Екатерина. – И никак не могли найти. Именно поэтому встал вопрос, чтобы со студентами занимались профессионалы-практики, которые дали бы необходимый уровень знаний и компетенций.

До мельчайших подробностей разработать и качественно презентовать туристский продукт удается другой нижегородской участнице конкурса – вице-президенту ассоциации «Нижегородский центр развития туризма» Елене Богомоловой. Она работает с различными российскими регионами, помогая найти «изюминку», которая «зацепит» и «заставит» приехать любого туриста. В полуфинале Елена стала лучшей по результатам оценки профессиональных компетенций и презентовала шоу Travel battle.

Но победителями финала от Нижегородской области стали более социально значимые проекты. Туристский кластер «Воскресенское Поветлужье», которое представил директор МКУК «Историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Град Китеж» Алексей Гроза, предполагает создание инфраструктуры, которая поможет развить уникальную территорию в Воскресенском районе. А проект директора Городецкого историко-художественного музейного комплекса Екатерины Крюнас «Имя России – Александр Невский» даст большую узнаваемость городу. С победой можно поздравить студентку Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского Марию Хохлову, которая на «Мастеров гостеприимства» пришла с приложением-

агрегатором, объединяющим горнолыжные курорты России.

– Это первый в России агрегатор, сделанный в формате мобильного приложения, – рассказала Мария. – Он решает две важнейшие проблемы туристов: экономит средства и время. Можно открыть приложение и купить ски-пасс (билет на подъемник – Ред.) на любой горнолыжный курорт страны. Кроме того, в приложении можно отследить информацию об инфраструктуре горнолыжного курорта, а также сравнить цены в режиме реального времени. Такого у нас в стране еще не было.

Теперь трое победителей будут реализовывать свои проекты при поддержке именитых рестораторов, отельеров и управленцев в сфере гостеприимства, а также представителей органов государственной власти.

Комментарии

Глеб Никитин - губернатор Нижегородской области:

- Финал конкурса был полезен и для участников, и для региона. Мы получили внимание к Нижегородской области со стороны самых ярких представителей туриндустрии. Именно эти люди формируют туристическую повестку в своих регионах. Надеюсь, Нижний Новгород вдохновил их на то, чтобы рассмотреть это направление для своего дела.

Алексей Комиссаров - генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»:

– Финал нашего главного туристического проекта не случайно проходит именно здесь, ведь в этом году Нижний Новгород отмечает свое восьмисотлетие. Надеюсь, что за эти три дня, вы все успели насладиться красотой этого замечательного города и ощутить его гостеприимство. В этом году на конкурс было подано почти 30 тысяч заявок и именно вы, 195 финалистов, – лучшие из этих 30 тысяч. Я поздравляю всех финалистов! Вы все большие молодцы, да и, на самом деле, уже победители. Вы прошли нелегкий путь, начиная от дистанционного тестирования, решения региональных кейсов, и заканчивая представлением своих проектов. Каждый проект уникален, и каждый из вас занимается действительно полезным для индустрии делом.

Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате