Долгожданные каникулы – это повод подвести итоги прошедшего учебного года. О болевых точках в системе образования и планах на следующий учебный год рассказала министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова. Также она ответила на самые актуальные вопросы в прямом эфире в соцсети Инстаграм.
О дистанционке и пятидневке
– Как повлияло дистанционное обучение на успеваемость нижегородских школьников?
– Пока окончательно не подведены итоги учебного года и нет обобщающих данных, делать выводы о результатах дистанционного обучения рано. Оно больше принесло психологических сложностей. Есть дети, которые замкнулись, пока были дома и учились удаленно. По словам директоров школ, нет особой разницы в успеваемости школьников, по сравнению с 2019 годом, она практически не изменилась. Но мы знаем, что в регионе есть школы с низким образовательным рейтингом. В частности, качество образования «хромает» в некоторых малокомплектных школах, где есть проблемы с кадрами.
– Современные школьники, особенно среднего и старшего звена, перегружены, им приходится учиться шесть дней в неделю, а потом еще в воскресенье делать уроки... Возможно ли введение пятидневки в школах?
– Сейчас мы пытаемся перейти на такой формат обучения во всех школах, где это только возможно. Но решение по данному вопросу принимает администрация образовательного учреждения. Есть руководители школ, которые готовы идти на изменения, но есть и те, кто в принципе не может позволить себе подобные перемены. Если в школе учатся 1300 учеников вместо 700, то там стоит задача уйти от второй смены и пятидневка здесь проблематична. Но начальная школа уже практически вся на нее перешла. Есть и целые школы, которые уже полностью перешли на пятидневку. У родителей появилась возможность больше времени проводить с детьми, а младшим школьникам это позволяет больше времени проводить на свежем воздухе. Кроме того, в выходные многие из них посещают учреждения дополнительного образования, благодаря этому снижается нагрузка на неделе. Безусловно, сложности с переходом на пятидневку могут возникнуть у лицеев и гимназий с углубленным изучением тех или иных предметов. В настоящее время на базе НИРО создана группа методической поддержки завучей, формирующих расписание.
– Появятся ли новые школы в регионе в ближайшее время?
– Школ, действительно, не хватает. Сейчас мы заявили пять новых школ. В Нижнем Новгороде проблема стоит особо остро, но она осложняется тем, что нет свободных участков для строительства учебных заведений. Новые школы заполняются моментально. Например, в ЖК «Цветы» такое количество первоклассников, что там школу можно открывать только для начальных классов. В регионе есть программа строительства школ, но когда образовательные учреждения долгое время не возводились, построить быстро их сразу не получится. Мы ждем завершения работ по проекту «Школа 800». 1 сентября туда смогут пойти дети.
Территорию школ «под замок»?
– Насколько безопасны нижегородские школы и какие меры по усилению охраны образовательных учреждений будут внедряться после трагедии в Казани?
– В области была проведена проверка систем безопасности. Оказалось, что тревожные кнопки имеются, а главное работают в 92% школ региона, в остальных были выявлены и устранены причины сбоев в их работе. Эта ситуация постоянно находится на контроле разных ведомств. Во многих школах появилась система видеонаблюдения.
В настоящее время обсуждается вопрос закрытия территорий школ по периметру территории на время учебы. По этому пути пошла Москва. Но это вопрос дискуссионный. Мы понимаем, что будут недовольные, так как горожане привыкли заходить на территории школ, например, гулять там с детьми. Но есть школы, попасть в которые можно только с помощью специальной карты. Но, если родитель не хочет иметь цифровую карту, на которую заносится информация о ребенке, то в этом случае может выдаваться бумажный пропуск и электронный ключ. Важный вопрос: кто сидит на охране? Сейчас услугами ЧОПов пользуются только 13% школ, в остальных учреждениях вахтеры или охранники, прошедшие обучение. Обеспечить все школы охраной ЧОПов не получится – их просто такого количества нет.
Трагедия в Казани лишний раз убедила, насколько важна сегодня работа психологов с детьми. На базе Приволжского исследовательского университета создается служба по диагностике и работе по предупреждению подобных казанскому случаю.
Что касается родителей, не желающих сдавать деньги на охрану, то администрация школ не вправе применять к ним какие–либо санкции.
А в садике кормят вкуснее
– Как изменится питание в садиках и школах в следующем учебном году? Почему питание в школах отличается не в лучшую сторону от того, как кормят в дошкольных учреждениях?
– Корректировать школьное питание необходимо. Сейчас идет работа над новым меню. Мы даже приглашали для консультаций известного шеф-повара Константина Ивлева. В пилотном варианте меню будем опробовать в школе №18 Нижнего Новгорода. Случается, что утром ученики приходят сытыми из дома и поэтому завтрак для них представляется лишним. Кроме того, еще не проработан вопрос с питанием детей-аллергиков. Этот вопрос тоже пытаемся решить.
Вопрос качества школьного питания все время находится на контроле. Еженедельно он обсуждается на самом высоком уровне – с заместителем председателя правительства РФ Татьяной Голиковой. И собирается информация по горячему питанию, заслушиваются отчеты по его организации. Я и сама, если у меня есть время, прихожу в школы без предупреждения и прошу показать мне столовую и то, чем кормят детей. Внезапные проверки могут проводить и представители родительского контроля, они не обязаны никого предупреждать о своем визите.
– Как обстоят дела с обеспечением местами в детских садах?
– Нехватку мест в дошкольных учреждениях ощущают только в Нижнем Новгороде и Кстове. Ищем возможности и площадки для строительства новых детских садов. Частично проблема решается за счет частных учреждений. Это предусмотрено нацпроектом. Например, совместно с Нижегородской епархией сейчас реализуется проект по созданию детского сада на 50 мест. Есть и другие активные партнеры, которые открывают частные садики.
– Как и куда жаловаться, если в садике или школе возникает конфликт с участием детей?
– Правильнее всего действовать поэтапно: сначала обратиться к воспитателю или классному руководителю, потом идти к завучу, к директору. Если проблему решить не удается, то можно написать мне в Instagram. Жалобы можно писать анонимно, главное, подробно описать проблемную ситуацию. Я буду разбираться. Если нет ответа, пишите еще раз, узнавайте, не появилась ли информация по такому-то вопросу. Стараемся реагировать оперативно, но не всегда можно быстро решить какие-то вопросы в одночасье.
Записала Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.
На фото: Современные школьники, особенно среднего и старшего звена, перегружены.