Солнечные блики разбегаются по водной глади. На фоне неба яхта. Она уверенно движется вперед. Это издали судно кажется маленьким. На самом деле у него вполне внушительные размеры – около восьми метров. Яхтой ловко управляет хрупкая девушка – Мария Бурмагина.
Побеждая водную стихию
Маша – судоводитель с трехлетним стажем. Парусным спортом занимается уже девять лет. Ей было всего 16, когда она в одиночку вышла на воду на небольшой гоночной яхте класса «Луч». С тех пор Мария покорила разные виды судов – она уверенно ходит под парусом и управляет лодкой с мотором, с азартом участвует в соревнованиях. Последние два года также проводит тренировки для начинающих яхтсменов. Основной класс лодок, на которых, она выходит на воду – «Open-800» (26 футов, или 7,95 м). Она с удовольствием рассказывает о своем увлечении.
– Многие удивляются тому, что я способна управлять одна такой большой «посудиной». Самое большое судно, которым мне приходилось управлять в одиночку, это французская лодка «Дюфор»: 15 метров в длину, высота мачты 18 метров(!). Сложность в занятии парусным спортом для девочек связана с недостатком физической силы и веса. Для своего увлечения мне приходится поддерживать себя в хорошей форме – для этого необходимо тренироваться – бегать, подтягиваться, отжиматься. Ежедневная часовая зарядка, а при подготовке к большим соревнованиям приходится удваивать нагрузку. Бегать кроссы, чтобы развивать выносливость.
– Девушки в парусном спорте – это обычное дело, или, скорее, исключение из правил? Много ли яхтсменок в Нижнем Новгороде?
– Нельзя сказать, что парусный спорт не женский... Девушки занимаются в яхт-клубах по всей стране, участвуют в соревнованиях. Да, нас в этом виде спорта, действительно, не так много, как мужчин. Но стоит отметить, что среди яхтсменов Нижнего Новгорода девчонок намного больше, чем в клубах других городов.
– Что вас привело в парусный спорт?
– Раньше в течение восьми лет я профессионально занималась бадминтоном. Но потом оказалась перед выбором – связывать свою жизнь серьезно с этим видом спорта или получать образование. Мне оказалось ближе второе: я получила творческую специальность – художник-керамист и сейчас работаю педагогом дополнительного образования, учу детей и взрослых создавать изделия из керамики. Но я привыкла к постоянной физической нагрузке, чувствовала потребность в тренировках и стала пробовать себя в других видах спорта – лыжах, сноуборде, скейтборде. Ближе всего мне оказался сноуборд и парусный спорт. Выход на воду дает ощущение экстрима, свободы, привлекает возможность бороться и побеждать водную стихию.
Яхтами и лодками в нашей семье увлекается папа. В детстве он брал нас с сестрой в водные походы на байдарках по рекам Нижегородской области. Одно время он работал в яхт-клубе, и мне часто удавалось там бывать. Но в детстве я только наблюдала за тем, как другие изучают азы управления судами, учатся выходить на воду. Старшеклассницей стала заниматься в яхт-клубе спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва
(СДЮШОР). Меня тренировал Сергей Романович Косарев, друг моего отца. Будучи взрослой, познакомилась с яхт-клубом «Лето», где моим тренером был Александр Меллер. Под его руководством я освоила класс лодок «Ракета-610». Они больше, и экипаж там уже не два человека, а четыре или пять. Тогда же научилась управлять яхтой с килем, который придает ей большую устойчивость. Сразу вспоминается расхожее и довольно старинное выражение: «Семь футов под килем», это пожелание благополучного плавания морякам. Именно такое расстояние, равное примерно двум метрам, гарантировало на заре мореплавания, что судно не сядет на мель и не разобьется о прибрежные скалы.
В экстремальных условиях
– Какие впечатления вы вынесли от первых парусных гонок?
– Парусный спорт привлекает меня именно участием в соревнованиях. В самых первых моих состязаниях я была матросом под командованием рулевого. Тогда наша команда на гоночной лодке класса «снайп», хоть и не оказалась в числе победителей (мы заняли пятое место), но это был лучший результат, которого добились нижегородцы в российской регате 2017 года. Потом мне захотелось самой стать рулевым, но найти партнера долгое время не удавалось. Парусный спорт – командный вид, и очень важно добиться слаженного управления лодкой в паре. Это достигается путем ежедневных тренировок. Девчонкам тяжело из-за того, что они слишком легкие. Например, я со своим небольшим весом не смогу управлять одиночной лодкой. Для этого нужно весить не менее 80 килограммов. Я участвовала в соревнованиях и как одиночница, и в составе экипажа, как из двух, так из четырех человек. Была не только матросом, но и капитаном.
– Что дают занятия парусным спортом?
– Этот вид спорта учит выживать в непростых ситуациях. Когда я только начинала выходить на воду, то каких только ЧП не возникало! То фал (веревка, поднимающая парус), порвется, то шкот (верёвка, служащая для управления парусом), и нужно очень быстро действовать, чтобы лодка не потеряла управление. Экстремальные ситуации часто возникают из-за непростых погодных условий. Например, мачта может сломаться, лодка перевернуться. Особенно часто это случается со швертботами – небольшими легкими судами, например, класса «Луч». Однажды во время региональных соревнований из-за сильного ветра у меня лодка переворачивалась 11 раз(!). Каждый раз ее нужно было возвращать в нормальное положение, а затем подтягиваться на нее, а это непросто – ведь на тебе мокрая одежда и спасжилет. Но до финиша, несмотря ни на что, в той гонке я все равно дошла, и желание выходить на воду те злосчастные соревнования у меня не отбили.
– Какие еще случались происшествия?
– Как-то раз шла суточная гонка, продолжительностью 16 часов. Вся команда из четырех человек очень проголодалась. На плите мы приготовили еду, но поднялся очень сильный ветер и все наши пельмени раскидало по палубе. Фактически в тот день команда осталась голодной…
У яхтсменов случаются казусы, которые перерастают со временем в анекдоты и своеобразный юмор, не всегда понятный другим. Не все, например, знают, что яхты швартуются кормой к пирсу, но это так. Некоторые капитаны разворачивают судно прямо в районе причала, а некоторые разворачивают заранее и идут кормой вперед! Так, на днях мы встретили яхту, которая несколько километров шла кормой вперед к пирсу! Не удержались, засняли это на видео, практически почувствовали себя героями фильма «Довод» в петле времени, конечно, не исключено, что у экипажа были веские причины на такое движение.
– Много времени занимает подготовка яхт к соревнованиям?
– Это зависит от состояния парусного судна. Мне очень нравится возиться с лодками. В течение двух лет я помогала готовить к состязаниям яхту-470. Она была не в самом лучшем состоянии – ее приходилось шкурить, красить, вручную латать паруса, так как они рвутся и растягиваются. Обычно лодку приводят в порядок зимой. Также в холодное время года яхтсмены повторяют теорию – тонкости работы с парусом, нюансы метеоусловий нужно знать назубок.
– Много желающих научиться управлять яхтой?
– В 2020 году, когда началась эпидемия коронавируса и никаких развлекательных мероприятий не проводилось, желающих было огромное количество. Я работала шкипером – как инструктор рассказывала о технике безопасности, обучала ходить на лодке, управлять парусом. Наши занятия вписывались в противоэпидемические ограничения и были доступны для всех желающих. Все лето 2020 я провела на воде, выходила с учениками на лодках классов «Ракета-610»,
«Open-800» и на «четвертаке». Я занимаюсь с детьми и взрослыми. Это так здорово, когда удается научить человека управлять лодкой и самостоятельно выходить на воду. Обращаются ко мне и просто любители водных прогулок. Например, однажды пришлось катать жениха с невестой. Но мне гораздо интереснее проводить спортивные тренировки…
– Управление яхтой требует и сил, и выносливости. Наверняка не все обладают нужной физической формой?
– В этом случае я рассказываю, как это поправить, помогаю составить план тренировок. Но, помимо физической силы, важна хорошая реакция, ловкость, умение быстро принимать решение и быстро выполнять команды.
– Кто такие яхтсмены?
– Если постараться нарисовать собирательный портрет яхтсмена, то это открытые люди, им свойственна изобретательность. Это люди, которые умеют справляться с проблемой в одиночку и заточены на результат и на выполнение задачи.
Из досье «НН»
Мария Бурмагина – участница чемпионата России в классе «четвертак» («Четвертьтонник») на большой крейсерской лодке в 2019 году.
Неоднократно участвовала в региональных соревнованиях, а также в студенческих гонках в Москве, Санкт-Петербурге, в том числе в международной студенческой регате в Санкт-Петербурге в 2017 году. Имеет права судоводителя с 2019 года.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.