В суде Нижегородской области слушается дело в отношении четверых жителей города Кулебаки. Трое из них уже в солидном возрасте, но это не мешало мужчинам предпенсионного возраста в 2008 году сколотить вооруженную банду и заниматься рэкетом. Лидером преступной группы являлся криминальный авторитет по прозвищу Гашек, который к своим 52 годам дважды признавался рецидивистом, а после пятой или шестой по счету судимости умудрился выйти на свободу условно-досрочно за хорошее поведение. И это несмотря на то, что тюремные "университеты" он начал постигать еще в 14 лет и с тех пор на свободу выходил только как в отпуск.
Истребитель "смотрящих"
Предыдущая судимость Гашека была связана с тем, что он организовал убийство кулебакского "смотрящего". Очередного по счету, так как двое его предшественников на этом "посту" также кончили нехорошо. Оба бесследно исчезли, уходя с приятелем Гашека по прозвищу Щукарь, и обратно не возвращались. Труп одного из них милиционеры смогли позднее обнаружить, а другой до сих пор считается без вести пропавшим.
Третьему по счету "смотрящему" в Кулебаках была уготована не менее страшная участь. В 1999 году его расстреляли из автоматов опять же дружки Гашека. Киллеры получили длительные сроки, а Гашек - как организатор заказного убийства - сел на 14 лет. Но вышел из колонии строгого режима он условно-досрочно, не досидев четыре с половиной года.
- Как такое было возможно? - поинтересовались мы у следователя отдела по особо важным делам Следственного управления СКП РФ по Нижегородской области Игоря Лодзинского.
- В деле есть показания, что кое-кто получил 200 тысяч рублей за то, что дал Гашеку хорошие характеристики, - констатирует Игорь Эдуардович. - Поэтому Гашека и выпустили по УДО. Этот материал был выделен в отдельное производство, но, поскольку деньги не нашли, доказать чью-либо вину следствию не удалось.
Вернувшись к себе, Гашек первым делом откопал малокалиберный револьвер, который припрятал еще в 1993 году перед еще одной своей судимостью. А затем собрал всех наркосбытчиков Кулебак и дал им трое суток на то, чтобы больше их не видеть в районе.
Стоит заметить, что прошло не менее трех месяцев уже после ареста Гашека, прежде чем наркосбытчики осмелились вернуться в Кулебаки. А сам Гашек сразу же занялся тем, чем промышлял в девяностые годы, - рэкетом.
Так как реальной власти в ту пору в городе не было, нового мэра жители не могли избрать. Поскольку их законно избранный куда-то исчез, Гашек решил сам стать криминальным лидером района. Он собрал вокруг себя свиту, в которую вошли те, кто помогал ему освобождаться из колонии. Это 49-летний Щукарь, а также отец и сын, известные в районе по прозвищам Глагол-старший и Глагол-младший.
В пиццерию - с гранатой
Щукарь был известен тем, что в лихие девяностые занимался поставкой девочек на Тверской бульвар в столицу.
- Примечательно, что Щукаря в Кулебаках боялись даже больше, чем самого Гашека, - заметил Игорь Лодзинский. - До этого "смотрящим" по городу был некто Кузов, который устраивал многих, поэтому он и продержался до 2007 года. Но потом Кузов сказал Вагону, что устал, и тот вместо него поставил Масляка. Эта кандидатура "смотрящего" в корне не устроила Щукаря, который считал, на это хлебное место больше подходит его ставленник по прозвищу Ежик.
По словам следователя, в тот период коммерсанты Кулебак делились на три группы. Одни из них платили дань Щукарю, другие - Масляку в воровской общак, а третьи по-прежнему вносили свою долю предыдущему "смотрящему" Кузову. Поэтому, когда на волю вышел Гашек, он сразу же поставил вопрос ребром: где его доля? И стал отжимать деньги то у одного, то у другого, то у третьего.
Первый, с кем сцепился Гашек, был кулебакский предприниматель из Выксы. Пока Гашек сидел, у него умерла мать, и этот бизнесмен купил ее квартиру у дочери. Гашек вызвал его и сказал:
- Ты моей сестре деньги за квартиру давал? Теперь давай и мне.
Предпринимателю повезло, что "крышевал" его Щукарь, который смог договориться с Гашеком о снижении суммы "долга" с трехсот тысяч долларов до сотни, но в дополнение к этому бизнесмену пришлось устанавливать за свой счет памятник на могилу его матери.
А потом Гашек стал подминать под себя местный общепит. Хозяин двух кафе - зеркального и пиццерии, расположенных в одном здании, исправно платил деньги Масляку. Но Гашека это не устраивало. Он явился в пиццерию, демонстративно достал из кармана боевую гранату Ф-1 и показал ее хозяину.
- Т-твоя б-будет, - заикаясь, заметил Гашек, - если слушаться не б-будешь!
После этого хозяин пиццерии стал скрываться от Гашека. И тогда через неделю туда явилась вся "честная компания". Гашек со свитой вырядились, как горные стрелки - с охотничьими ружьями, при патронташах и в бронежилетах. Управляющий делами пиццерии чуть дар речи не потерял, после чего предпочел убежать через заднюю дверь.
Когда до Глагола-младшего дошло, что претензии ему предъявить будет некому, он с пьяных глаз выстрелил в барную стойку. И тогда через заднюю дверь, толкаясь, выбежали уже все посетители пиццерии.
Любопытно, что перепивший стрелок одно время "для приличия" скрывался, не исключая, что за ним явятся стражи порядка. Но в милиции проигнорировали этот инцидент, а уголовное дело возбудили только через два месяца. И то по факту хулиганства.
Хозяина пиццерии выручила жена. Она срочно вышла на родственников Гашека и договорилась встретиться с ним на Мухтоловских озерах. Там авторитет выдвинул перед бизнесвумен требование: 50 тысяч долларов в месяц. Но в ходе переговоров эту сумму удалось снизить до тридцати.
- Ну тогда платите не мне, а Глаголу-младшему, - небрежно бросил Гашек.
Застрелил милиционера
- Кроме того, нами были выявлены и факты неявного вымогательства денег, - рассказывает Игорь Лодзинский. - Однажды на глазах всей компании Гашека молодой человек дал пощечину дочери Глагола. Видя эту сцену, Глагол-старший вывел парня из кафе, прижал к стенке и сказал:
- Ну, ладно, 15 тысяч долларов, и инцидент закрыт…
Но тут к ним приблизился побагровевший Гашек, который возмущенно закричал:
- П-пятнадцать тысяч?! За р-родную дочь?! Шестьдесят! Д-десять минут!
Парень:
- За десять минут я только до дома добегу!
Гашек:
- Д-двадцать минут! С места не сойду!
И шестьдесят тысяч долларов были вовремя предоставлены. Естественно, что после этого никто в милицию заявления не написал.
Арест Гашека произошел достаточно случайно. Ему позвонила приемная дочь, которая сообщила, что в одном из кафе на нее "наезжают". У владельцев кафе была договоренность со службой вневедомственной охраны о том, что милиционеры контролируют общественный порядок в этом заведении. Наряд милиции приехал, на место событий сбежалась охрана, и как будто бы уже конфликтная ситуация пошла на убыль. Но тут примчался пьяный Гашек, который выстрелил в толпу из помпового ружья, смертельно ранив сотрудника милиции.
Ладно еще, что этот десятизарядный ствол накануне сломался и Гашеку не удалось его быстро перезарядить.
Старший милицейского наряда начал стрелять по Гашеку из табельного автомата. Но бандит спрятался за свой автомобиль и уцелел. Тогда один из милиционеров в штатском, находившийся в тот день не на службе, сумел подобраться к Гашеку со стороны гаражей и обезоружить его. Вырвав помповое ружье, он разломал его, дав возможность коллегам захомутать пьяного стрелка.
А после убийства сотрудника милиции в Кулебаках произошло еще громкое преступление - покушение на очередного "смотрящего".
- К тому времени Щукарь, видимо, сумел склонить Гашека к устранению Масляка, - рассказывает следователь. - Поскольку самого Гашека арестовали, Щукарь объяснил старшему и младшему Глаголам, что теперь именно он возглавляет банду, а стало быть, настала пора заниматься "смотрящим". Щукарь объяснил, где отец с сыном найдут автоматы Калашникова с укороченными стволами и пистолет ТТ. А для себя создал алиби - укатил на рыбалку, после которой сразу же умчался в Геленджик.
- В качестве киллеров отец с сыном Глаголы пробовали пригласить вначале одного исполнителя, затем - другого, но в конце концов остановились на таком варианте: совершать заказное убийство будет сам Глагол-младший, - продолжает Игорь Лодзинский. - Но поскольку Глагол был изрядно "под мухой", с расстояния 18 метров он расстрелял пятисотый "Мерседес" Масляка, но при этом в самого владельца не попал.
Остается добавить, что после неудачного покушения на "смотрящего" те, кто жаждал его смерти, решили с ним замириться. В качестве компенсации морального и материального вреда Глагол-старший отдал Масляку свою "Шкоду-Октавия", а Щукарь - "BMW Х-5".
Сейчас рассмотрение этого дела в суде временно приостановлено: у Глагола-старшего, когда он выслушал обвинительное заключение, случился сердечный приступ, и его увезли на "скорой".
- И Гашек, и Щукарь, и Глагол прекрасно понимают, что им грозят длительные сроки заключения, - подводит итог Игорь Лодзинский. - А это означает, что с учетом возраста кто-то из них может уже и не выйти на свободу.
Константин ШИШАРИН.