Областной фестиваль "Премьеры сезона" уже много лет проходит по традиционной схеме. Каждый театр региона выставляет один спектакль на суд критиков, а те раздают "всем сестрам по серьгам", то есть отмечают в каждой постановке какую-нибудь удачу, будь то режиссура, роль или сценография.
Такой взгляд со стороны, безусловно, полезен. Ведь помимо местных театральных деятелей спектакли "отсматривают" уважаемые по всей России критики. Они люди независимые и врать не будут. Вот только хотят ли сами нижегородские театры увидеть себя в зеркале?
Критик Татьяна Тихоновец, которая уже неоднократно была предводителем жюри "Премьер сезона", пару лет не приезжала в Нижний. И вот она вновь стала участницей смотра, завершившегося на днях.
- В Нижнем Новгороде мало что меняется, - призналась она. - Стабильность хороша в жизни, но в театре все должно бурлить. Мне, конечно, нетрудно похвалить за что-нибудь каждый из спектаклей. Жалко, что ли? Но я считаю, что конкурс должен быть жестким. У себя в Перми я после фестивалей несколько месяцев хожу огородами, стараюсь людям на глаза не попадаться. Потому что при настоящем конкурсе все мы рискуем: и театры, и критики. Но зато как наши режиссеры бьются за премии! А в Нижнем Новгороде очень серьезная проблема с режиссурой. Особенно с молодой. Конечно, эта проблема повсеместна, ведь режиссура связана с философией, идеологией, и, когда общество лихорадит, это отражается на театре… Но режиссер должен быть биологически молод, потому что молодой человек по-другому двигается, чувствует, думает. Руководство театров должно, грубо говоря, следить за театральной модой. И в театре главный человек - это режиссер. Главная опасность для нижегородских театров - самодостаточность: дескать, у нас все хорошо, и не трогайте нас…
Тем не менее жюри огласило длинный список удач каждого из представленных на смотр спектаклей. Но настоящими событиями и прорывами судьи единодушно признали только две постановки.
Во-первых, "Проделки Скапена" Саровского театра драмы. Знаменитый нижегородский актер Александр Познанский даже сравнил эту работу со спектаклями "вахтанговцев": "Просто блеск - и по игре, и по режиссуре, и по оформлению!" Во-вторых, критики восхитились новой работой нижегородского театра "Zоопарк” (дуэт Льва Харламова и Олега Шапкова) "До завтра!". "Грандиозный спектакль о том, что всех нас мучает. Публика сначала хохочет, потом задумывается, а потом скорбит", - сказал Александр Познанский. По его мнению, спектакль достоин того, чтобы о нем знали в стране, а Татьяна Тихоновец обещала пригласить "Zоопарк" на престижные всероссийские фестивали. Нижегородцы же смогут увидеть спектакль "До завтра!" 31 марта в Доме актера.
Ольга ГОРНОВА.