Его имя многое говорит тем, кто увлекается современным искусством и видеоартом. Билл Виола – живой классик, ныне здравствующий художник. До 7 ноября две его видеозвуковые инсталляции демонстрируются в нижегородском «Арсенале». Их обязательно нужно посмотреть.
Обе работы созданы в 2005 году. Куратор проекта, руководитель отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольга Шишко рассказала: эти видео Билл Виола сделал по заказу режиссера Питера Селларса, когда тот ставил вагнеровского «Тристана» в парижской Opera Bastille. «Тристан и Изольда» поначалу считалась «неисполнимой» – от постановки отказалась аж Венская опера. Действительно, собственно действия, экшена в этой опере минимум, а финал, по выражению критиков, «наполовину состоит из «грез, боли и смерти». И тут сказал свое слово современный художник. Эта постановка, в записи, была показана в Мариинке и произвела фурор.
Позже Виола создал самостоятельную видеоинсталляцию для музейных пространств, из финальной части. Видеопара повествует о самой сильной человеческой эмоции – любви, такой страстной, что она ведет героев к смерти. В общем, об этом говорится и в опере «Тристан и Изольда», об обреченности нечеловеческой страсти, о выборе «любовь или жизнь». Неслучайно отнюдь не хеппи-эндом заканчиваются многие прекрасные легенды. Тристан и Изольда, подобно Ромео и Джульетте умирают вместе – и попадают в вечность.
Два этих видео имеют названия: «Огненная женщина» и «Вознесение Тристана (Звук горы под водопадом)». Женщина и огонь, мужчина и вода. Правильно смотреть надо в последовательности «огонь-вода». Продолжительность фильмов – десять и пять минут. Действия – минимум, и в то же время его слишком много, происходящее ошарашивает. В древней мистике пламя и вода – первоначальные материи - были символами всепоглощающей любви, в которой растворяется прежнее «я». Виола к такой, архетипической символике относится с большим уважением. Замедленное движение в кадре придает работам особенную, мистериальную торжественность.
Звук и видео здесь имеют едва ли не равновеликое значение, они усиливают друг друга, и тут нельзя не вспомнить творческую дружбу Билла Виолы с еще одним великим классиком двадцатого века, композитором-новатором Джоном Кейджем, решительно осваивавшим альтернативные звуковые горизонты.
Но между тем (что удивительно в век цифровых возможностей) демонстрируемые стихии – настоящие. В съемках «Огненной женщины» участвовала женщина-каскадер, облаченная в особый огнеупорный костюм: от горящей стены шел невыносимый жар.
«Арсенал» работает с 12.00 до 20.00 ежедневно кроме понедельника. Каждую среду вход на выставку свободный (по предварительной регистрации). 12+
Ольга Плаксунова.