Нижегородка Татьяна покупает хлеб для своей семьи ежедневно. Но вот денег на главный на столе продукт в последнее время уходит все больше. Если еще месяц назад половинку «Богородского», например, она покупала за 18 рублей, то сейчас – за 20. Стоимость 350 граммов «Бородинского» выросла до 33 рублей. За такую же цену можно купить сормовский батон. А вот арзамасский – еще дороже…
Мировая тенденция
По словам президента ассоциации «Нижегородский хлеб» Виктора Головачева, уже в пик сезона цена на пшеницу выросла на 15-20 процентов. Подорожало вспомогательное сырье – сахарный песок, дрожжи… Повысились расходы хлебопеков на упаковку и транспортировку. Взлетела цена на оборудование и запчасти. Соответственно, рыночные цены на хлеб должны бы увеличиться на
15-20 процентов.
Солидарен с Виктором Головачевым и глава крестьянско-фермерского хозяйства из Краснооктябрьского района Алексей Богданов, который считает, что хлеб объективно дорожает из-за недополученного урожая в связи с засухой, наблюдавшейся в регионе. Хотя причина не только в неурожае зерна. Мука от цены буханки или батона составляет 10-15 процентов. Прежде всего выросла стоимость топлива, расходных материалов, продуктов вроде растительного масла. И все это тоже закладывается в конечную стоимость продукта.
Между тем, по данным аналитического центра, специализирующегося на анализе аграрных рынков, «СовЭкон», цены на российскую пшеницу повысились в конце октября этого года до 316 долларов за тонну (FOB), они являются самыми высокими с 2012-2013 годов. И спрос на нее большой. Связано это, как сообщает продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), с ростом потребления. «Объем потребления зерновых в мире в целом в сезоне 2021–2022 годов оценивается в 2 811 млн тонн, что на 2,7 млн тонн больше, чем прогнозировалось в сентябре, и на 49 млн тонн (1,8 процента) выше, чем в сезоне 2020–2021 годов», – сообщили в ФАО. В организации отметили, что урожай этого года не сможет полностью покрыть возросший объем потребления, что приведет к сокращению запасов зерновых в мире.
Производетелей поддерживают
Заместитель председателя комитета по АПК и развитию сельских территорий Законодательного собрания Нижегородской области Александр Ефремцев согласился, что себестоимость «главы стола» выросла. Но не видит серьезных причин для повышения цены хлеба.
– Мы живем не в закрытой стране, все мировые тенденции отражаются, в том числе на нас. Но это не кризис, а возможность для региона выйти на другие рынки со многими продуктами, которые производятся, – заметил Александр Ефремцев.
По его мнению, фермеры свои деньги заработают, тем более что предусмотрены меры поддержки сельхозпроизводителей. Меры направлены, в том числе, на то, чтобы повышение себестоимости не ударило по людям с низкими доходами.
Причем почти 80 процентов от объема господдержки, запланированной на 2021 год, уже доведено до нижегородских сельхозпроизводителей, сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
– Всего на поддержку предприятий агропромышленного комплекса региона, а также на развитие сельских территорий из бюджета планируется направить более 4,6 млрд рублей, что на 11 процентов больше, чем годом ранее, – сказал глава региона. – В текущих условиях очень важно оперативное доведение субсидий на покупку семян, удобрений, топлива, средств защиты растений, сельхозтехники. Чем быстрее производители получают средства, тем качественнее могут подготовиться к новому сезону.
По словам заместителя министра сельского хозяйства Нижегородской области Ильи Храмова, получили субсидии на возмещение затрат от повышения цен и хлебопекарные предприятия. Господдержка составила более 65 млн рублей.
Что касается снижения урожая, то, как заметил Илья Храмов, в регионе собрано 1,258 млн тонн зерна, что вполне сопоставимо с урожаями 2018 и 2019 годов.
По словам руководителя Россельхознадзора по Нижегородской области и Марий Эл Владимира Макарычева, почти все зерно, выращенное в регионе, уже проверено в лаборатории «Референтного центра Россельхознадзора». И качество его хорошее, поэтому не случайно, что экспорт растет. Если в прошлом году были заключены прямые договоры на поставку пяти тысяч тонн пшеницы, то в этом – 6,8 тысячи тонн ее ушло в Азербайджан, а 1,9 тысячи тонн – в Латвию.
Почти все оставшееся зерно используется внутри региона. И его может не хватить только в том случае, если запустят новые свиноводческие комплексы, так как большое количество зерна уходит на корм скоту. Тогда придется завозить из-за пределов области. Сейчас завозят в основном рожь, которую по всему Нечерноземью еще в конце прошлого века стали меньше выращивать. Она поступает в нижегородский край из Белоруссии и других регионов России. И пока наш регион по объемам ржаной муки конкурировать с союзным государством не может.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.