Этот рассказ основан на воспоминаниях моего отца, Михаила Васильевича Шило, которые он собрал в семейную книгу. Отец родился в бедной крестьянской семье под Запорожьем, стал кадровым военным, прошел войну в авиации. Служил в Московском военном округе, участвовал в парадах на Красной площади. А еще он беззаветно любил жену и дочерей и был счастливым человеком.
Накануне
В июне 1941-го молодой офицер Михаил Шило отправился в дальнюю дорогу из Батуми в пограничный городок Славута, чтобы наконец соединить свою судьбу с любимой Лидочкой Зинченко. Они познакомились по переписке, Миша служил в армии, а Лида училась в зоотехническом институте в Херсоне.
А впервые они встретились в Москве в 1939-м. Миша тогда учился в военно-политехническом училище. Лиду наградили за отличную учебу поездкой на сельхозвыставку, и она решила посмотреть на парня, с которым переписывалась три года. Долгожданная встреча была искренней и радостной. Этот день запомнился навсегда - ребята очень понравились друг другу.
Переписка продолжилась, на дворе стоял 1941 год. Мишин полк базировался в Батуми, он просил отпуск, чтобы съездить за Лидой, жениться и вернуться с ней в часть. В середине июня его отпустили. До Шепетовки ехал в воинском эшелоне, вышел из вагона и услышал: война…
Любовь и разлука
В Славуте, ошеломленный, нашел квартиру Лиды. Она уже знала о войне, уехала в райцентр, не надеясь, что с Мишей доведется увидеться. Встреча была тревожной. Всю ночь мимо дома шли войска: пехота, танки, артиллерия, кавалерия. А утром они поехали в райцентр, оформили увольнение Лиды и зашли в ЗАГС. За столом сидела перепуганная женщина, она и порадовалась, и огорчилась за молодоженов, война уже завтра могла их разлучить навсегда.
По дороге в полк заехали к родителям Лиды в Полтавскую область и там решили, что девушке разумнее остаться там, а Мише ехать в часть одному. Полтава - глубокий тыл, война сюда не дойдет, думали многие. И снова началась переписка. В августе Лида не выдержала и поехала к Мише в Батуми. Приехала и узнала, что буквально на днях муж переведен в Ереван в бомбардировочный полк комиссаром эскадрильи. Он снова куда-то собирался ехать, и встреча состоялась как в кино, в последний момент. А потом были два счастливых месяца в самое тяжелое для страны время. Как это совместить? Совмещалось…
Одолела все тяготы
В ноябре полк отправили на фронт под Ростов. В декабре Миша позвал жену в Буденновск. Проводилось переформирование части, и небольшое время опять выдалось побыть вместе. В переполненных вагонах Лида снова ехала к мужу.
В поезде подхватила тиф. Болела тяжело, думали, не выживет, но молодой организм, жажда жить и любить спасли ее. В марте 1942-го полк отправили эшелоном переучиваться на новую технику - на штурмовики ИЛ-2 - под Куйбышев. В военный эшелон с женами не брали, Лида осталась одна и вскоре поняла, что ждет ребенка. И вот немецкие самолеты бомбят Буденновск. Есть жертвы, железнодорожная ветка разбомблена, машин, чтобы уехать, нет.
Думается, про войну всегда надо писать правду, даже если она горькая, иначе как поймут молодые. Местные власти выехали, бежали, оставив городок на произвол судьбы. Мама свидетельствует: "И тогда народ бросился громить военные склады на вокзале, мясокомбинат, молокозавод. Несколько дней царил хаос". В город вступили немецкие части. На утро солдаты пошли по дворам: ловили кур, требовали еду. У хозяйки Лиды поселились три немца, не очень агрессивные, умели говорить по-русски. Попросили хозяйку готовить, пили шнапс, играли на губных гармошках. Трудно было скрывать ненависть, но под сердцем бился ребенок.
Надвигалась зима, и жизнь становилась все труднее. Лида была уже на седьмом месяце. И тут подвернулся случай: немцы неожиданно разрешили уроженцам Украины и Белоруссии выехать на Родину. Лида добралась домой 5 ноября 1942 года. Сколько было радостных слез: наконец-то с мамой, папой, младшей сестрой! Вокруг война, а в доме тепло… В селе стояла хозяйственная немецкая часть. Люди, которые знали, что Лида замужем за военным, ее не выдали, и в декабре она благополучно родила дочь, то есть меня.
Наши войска освободили Руденовку в сентябре 1943 года, а зимой муж приехал к жене на короткое свидание. И только в августе 1944-го он смог забрать жену в Саратовскую область, где стояла его часть. Их первую и единственную любовь хранила судьба всю войну, до самой Победы и дальше.
Кланяюсь тревожной молодости моих родителей и всему поколению победителей. Мы, дочери и наши дети, продолжаем традиции нашей большой семьи - любим жизнь, людей. Наши профессии самые мирные - педагоги, юристы. Наши характеры, надеюсь, такие, как мечтали отец и мать. Наша память - вечная, от старших к младшим. Навсегда.
Людмила ГРИШИНА,
преподаватель.