"До завтра!" - новый спектакль нижегородского "Zоопарка" - собирает в Доме актера полные залы. Во-первых, имена Олега Шапкова и Льва Харламова на афише уже стали знаком качества. А во-вторых, разыгранная ими пьеса японца Коко Митани "Академия смеха" - история узнаваемая. Поставил спектакль Александр Сучков.
На сцене растрепанный драматург с подвижной психикой-мимикой (Шапков) и только что приступивший к своим обязанностям цензор с непроницаемым лицом Будды (Харламов). Первого, как окажется, актеры считают конформистом. Второй, как окажется, никогда не ходил в театр. Один как бы жалкий и заискивающий, второй как бы бесчувственный и безжалостный. Однако лейтмотив "про птичек" постоянно будет напоминать нам, что ничто человеческое цензору не чушь, а драматург в итоге предстанет личностью гнущейся, да неломающейся, что вполне в восточной традиции.
Они будут встречаться каждый день, и их общение превратится в своеобразную "тысячу и одну ночь". Первый акт - серия раз от раза все более комичных сцен. Цензор выдвигает требования к переделке пьесы одно абсурднее другого - автор же, ругая его маленьким язычком, вроде бы покорно выполняет требования. Но в результате пьеса получается все более язвительной и смешной. Вот уже и начальник департамента полиции прямо-таки просится в комедию! А во втором действии разговор пойдет серьезный…
В завораживающей игре цензора и драматурга (читай - государства и творца) верх берет то один, то другой. Драматург вовлекает в свою игру - цензор играет, но не заигрывается, помнит о своей. Когда в финальной сцене цензор ждет своего визави, тот опаздывает, тучи сгущаются и, в общем, ожидается драматичная развязка, - он размашисто вымещает гнев на мебели и подыскивает, какую позицию занять по отношению к автору: то ли власти, то ли дружеского собеседника.
Героев разделяет длинный черный стол, на нем копятся кипы порученных цензору текстов, в которые все агрессивнее внедряются алые закладки - оружие цензора, которое, правда, с легкостью трансформируется в забавные театральные парики. И получается, что государство автору вполне может помочь: годами варящемуся в своей мутной каше художнику порой не повредит трезвый, непредвзятый взгляд со стороны. Вот только государство без автора не может - сотворить мир из ничего, из пустоты оно не способно.
Акцент в скудных темных декорациях - красочная картинка в окне, которая все время меняется - от классического до модернистского пейзажа. Но когда уходит автор, в окне остается то, что предсказуемо и должно остаться: "Ты чувствуешь сквозняк оттого, что это место свободно". И вот этот холод, повеявший в пустое окно, которое некому и нечем заполнить, - трагическая нота в этой очень смешной комедии.
Ольга ГОРНОВА.