В ТЮЗе показали Островского с майонезом и смартфоном

В ТЮЗе показали Островского с майонезом и смартфоном

Премьерный показ спектакля «Доходное место» состоялся на сцене ТЮЗа. Воспитательная комедия «по школьной программе» обернулась жесткой драмой о взрослении личности и трудности выбора своего пути, в современных обстоятельствах и стильных декорациях.

Коррупционеры в погонах

Постановка родилась из эскиза, показанного среди нескольких творческих работ на весенней режиссерской лаборатории «Кулибинка». Темой ее была «Актуализация классики». Как показала премьера, выбор «Доходного места» в интерпретации режиссера Владимира Даная (выпускника ГИТИСа и Щепкинского училища) стал для этой цели идеальным попаданием в «десятку».

Одним из методов «актуализации» стал перенос времени действия в XXI век. Прием постмодернистский и достаточно частый для современных постановок по классике, но оставался вопрос: сможет ли органично вписаться сюжет и текст объемной пьесы Островского, написанной 165 лет назад, в наши реалии? По замыслу режиссера, герои из мундиров чиновников переоделись в форму российской полиции.

Прозвучи оригинальные реплики сейчас, в полном объеме, с многооборотными диалогами и устаревшими словами, неизбежно возникло бы их несоответствие с обликом наших современников. Вероятно, поэтому, сохранив фабулу и основные диалоги, режиссер совсем немного сократил первоисточник, однако в тексте возникли «маркеры» нового времени (секонд-хенд, майонез, доширак). И даже смартфоны оказались органично вплетены в канву событий. Ну а темы подавления свободы личности, продажности власти и причины семейных конфликтов с тех пор нисколько не утратили злободневности.

Услышь меня!

Другим впечатляющим приемом, с которого и начинается для зрителя знакомство со спектаклем, стали двухъярусные декорации, разделенные на комнаты. Каждый персонаж, находясь в своем замкнутом пространстве (как в «окне» социальных сетей), ведет диалог, но не глядя в глаза собеседника, а словно общаясь с плоским экраном электронного устройства. Серые стены глухоты и слепоты метафорично разделяют даже самых близких людей, где их бессильный крик на грани нервного срыва никто не слышит. В случаях же, когда герои собираются в одной из таких «ячеек», возникает давящий эффект клаустрофобии. Глубокая и цельная концепция художника Ольги Кузнецовой поддержана работой света – художника Максима Бирюкова.

Содержимое комнат сменяется настолько незаметно и быстро, что каждая новая сцена способна удивить зрителя, а сам спектакль благодаря этому играется без перерывов на замену декораций. К слову, и без антракта, чтобы не прерывать нерв и динамику постановки.

Словно из криминальной хроники

Отчаянно быстро, подчас скороговоркой летит текст за два часа действия – артисты заметно ускоряют темп, едва дав договорить собеседнику, чтобы ненадолго замедлиться на паузах, в особо важных моментах. Образы всех участников событий получились объемными, узнаваемыми, даже у фрагментарных персонажей.

Главный конфликт поколений и мировоззрений – между идеалистом Жадовым и дядей, его непосредственным начальником Вышневским – с успехом воплотили артисты Александр Котов и Владимир Берегов. В их противостоянии верх одержит молодость, но горьким будет послевкусие у той победы. Каким мог бы стать молодой юрист, сложись его жизнь иначе, показано на примере Мыкина и Досужева (Алексей Тихомиров и Алексей Филиппов) – они смогли приспособиться к жизни, не обременяя себя семьей. Только один безостановочно смеется, как в застывшей маске комика, а другой пропивает заработанное.

На контрасте выведены жены главных героев: умная и несчастная Анна Павловна и наивная до глупости юная Полина. Актрисы Ирина Никитина и Анна Бледникова словно играют две ипостаси одной личности – повзрослевшую женщину и неопытного подростка, но в разном временном отрезке.

Противоположный женский тип – обывателей, живущих без внутренних конфликтов, Юленьку и маму – Фелисату Герасимовну, воплотили Екатерина Дубинина и Ирина Страхова. Это стильные и жестокие хищницы, поцелуй которых может обернуться укусом.

Звонким смехом Полины и осознанием Жадова правильности своего пути оканчивается спектакль и, казалось бы, вот он, финал со счастливым концом. Взяточник будет наказан, впереди трудный, но светлый путь, по которому влюбленные будут идти вдвоем. Вот только система, где властвуют Белогубов и Юсов, переживет и третий век подряд. Артисты Владимир Вышеславский и Никита Чеботарев играют абсолютное властное зло, но с такой убедительностью и располагающим обаянием, что к их героям не испытываешь ничего, кроме отвращения и жалости.

Вышел спектакль, с нечастым для сегодняшнего дня катарсисом, и стал открытием новых имен: режиссера, художников и артистов, представших в новых амплуа.

Ну а классика – вечно мо­лода!

Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате