В кресло генсека так и не сел

В кресло генсека так и не сел

В самом конце декабря 1965 года Горьковская область была награждена орденом Ленина - высшей наградой страны. Так были отмечены достижения в промышленности, строительстве и развитии сельского хозяйства. Особых юбилейных торжеств тогда устраивать было не принято. Однако горьковчане были искренне рады высокому признанию их заслуг и охотно перечисляли то, что было сделано в областном центре в середине 1960-х.
Вспомним строительные объекты того времени: двухъярусный совмещенный с железной дорогой и автомобильным шоссе мост через Волгу, Молитовский мост через Оку, здания железнодорожного и речного вокзалов, аэропорта в Стригине, новые жилые микрорайоны и гостиницы, производственные комплексы на автозаводе, в Сормове, Дзержинске, на Бору. Первым секретарем обкома КПСС был тогда Михаил Ефремов. И многое из того, что было сделано, по праву считалось его заслугой. 1966 год Ефремов встретил уже в должности заместителя председателя Совета Министров СССР. А в кабинет первого секретаря обкома КПСС переселился Константин Катушев.
Бараки пошли на слом
С 1963 года Константин Федорович находился во главе Горьковского городского комитета КПСС. И в тех преобразованиях, которые произошли в областном центре, немалый вклад принадлежал ему. К праздничным датам люди из бараков переселялись в новые жилые дома, а бараки шли на слом. Помню, как в начале 70-х годов, будучи уже секретарем ЦК КПСС, Катушев приехал в Горький, чтобы участвовать в сносе последнего барака в Автозаводском районе. Не знаю сейчас, действительно ли это был последний барак, но это событие протестов тогда не вызывало.
Именно Катушеву предстояло принять из рук Леонида Ильича Брежнева орден Ленина, которым была отмечена область. Но время вручения награды все отодвигалось и отодвигалось. Объяснялось это занятостью Генерального секретаря. В ожидании прошел весь 1966 год. И только в начале 1967 года была назначена дата вручения награды - 13 января. И как-то само собой разъяснилась эта задержка: надо было, чтобы у Катушева было достаточное количество времени, чтобы к нему привыкли как к первому руководящему лицу в области и чтобы он сам привык к своим высоким обязанностям. Партийные идеологи тонко чувствовали момент, им было важно, чтобы ни у кого не возникло вопросов, почему именно Катушев от имени граждан области принимает награду.
Юный секретарь ЦК
В 1967 году Брежнев производит серьезные перестановки в высшем эшелоне власти. Он передвигает Александра Шелепина, которого побаивается и которому не доверяет, с поста председателя КГБ СССР в безвластные руководители профсоюзов. Руководителем госбезопасности назначается Юрий Андропов, который оставляет вакантным пост секретаря ЦК КПСС по взаимодействию со странами соцлагеря и "братскими" партиями этих стран.
Длительное время кабинет в ЦК КПСС, который занимал до переезда на площади Дзержинского (ныне - Лубянка) Андропов, пустует. И только в апреле 1968 года Брежнев поселяет туда Катушева. С того самого 13 января 1967 года генсек наблюдал за деятельностью горьковчанина и наконец поверил, что ему можно поручить очень ответственное дело - взаимоотношения со странами социализма и партиями, которые этими государствами руководили.
Катушев становится секретарем ЦК КПСС в 41 год. Для брежневского ЦК КПСС это чуть ли не юношеский возраст. Для сравнения скажем, что в это же время первым секретарем ЦК ВЛКСМ избирается Евгений Тяжельников, который всего лишь на полгода моложе Катушева.
Преемник или преданный исполнитель?
Естественно, по поводу избрания Катушева секретарем ЦК партии возникают самые разные слухи и пересуды. И, пожалуй, самый главный из них это то, что Брежнев увидел в Катушеве своего будущего преемника. Собственно, вся биография Константина Федоровича соответствует стереотипам, которые должны быть характерными для руководителей партии и правительства.
Явно спешили те, кто видел в Катушеве преемника генсека Брежнева. Тот был еще сам в силе, ему только 62 года, и он никуда уходить не собирается. А Катушев ему нужен как молодой исполнитель, приехавший из провинции и порочащих связей со старожилами ЦК в Москве не имевший.
Константин Федорович успешно работал, развязывал, как мог, узлы и узелки во взаимоотношениях с "братскими" партиями и странами. Партийная карьера пошатнулась только в 1976 году, когда не удалось уговорить вьетнамских товарищей наградить 70-летнего Л.И. Брежнева высшей наградой ДРВ. Вьетнамцам было не жалко ордена, но они боялись китайцев, которые могли рассердиться за такое признание заслуг "главного ревизиониста", как тогда они ославили нашего лидера.
Катушев был направлен на работу в правительство СССР, был зампредом Совмина, послом на Кубе, потом руководил Советом экономической взаимопомощи.
В октябре 2006 года я встретился с Константином Федоровичем в Москве, в нижегородском землячестве, и спросил его, чем он занимается, кому понадобился его огромный хозяйственный и политический опыт.
Константин Федорович мягко улыбнулся: "Позвали в Минэкономразвития в качестве советника, Греф пригласил. Некоторые банки тоже зовут с ними сотрудничать… Я откликаюсь, если чувствую, что могу быть полезен…"
Константина Катушева похоронили в прошлую среду, 7 апреля, на Троекуровском кладбище в Москве.
Александр ЦИРУЛЬНИКОВ.

Справка "НН"
Константин Катушев родился в 1927 году в семье сельских учителей в Большом Болдине. Юношеские школьные годы провел в Горьком, в Автозаводском районе. Потом стал инженером-конструктором, работал на ГАЗе. Быстро рос. Стал заместителем главного конструктора предприятия. А в 1957 году в 30 лет перешел на руководящую партийную работу. В 1963 году избран первым секретарем Горьковского горкома КПСС, а в 1965-м - Горьковского обкома КПСС. В 1968 - 1977 годах - секретарь ЦК КПСС, с 1972 года одновременно заведующий отделом ЦК КПСС. В 1977 году утвержден заместителем Председателя Совета министров СССР и представителем правительства в Совете экономической взаимопомощи. С 1982 по 1985 год - посол СССР на Кубе. В 1985 году назначен председателем Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям, в 1988 - 1991 гг. - министр внешних экономических связей СССР.

По слухам
На Кубу - в ссылку?
По слухам Константин Катушев действительно был одно время любимчиком и фаворитом всемогущего, но постепенно дряхлеющего генсека Леонида Ильича Брежнева. Тот якобы хотел видеть Константина Федоровича своим переемником на главном посту в стране. Когда же Катушева неожиданно отправили послом на Кубу, и это-то с должности заместителя председателя Совета министров СССР, то все справедливо посчитали, что его отодвинули от власти и специально сослали подальше от Москвы в глушь. Ну а раз отправили в ссылку, посчитали в народе, значит, в чем-то провинился, проштрафился перед Леонидом Ильичом, причем весьма сильно. иначе назначили бы Катушева на должность посолиднее.
Сам Константин Федорович о том, почему он вдруг оказался на Кубе, особо не распространялся даже в постсоветские времена. Но слухи вокруг этого события тогда, в начале 80-х, роились как пчелы. По Горькому вовсю гуляла такая сплетня. Дескать, Катушева невольно подвела его жена, точнее, ее длинный язык. Мол, супруга Константина Федоровича в кругу своих приятельниц как-то возьми и скажи: "Этот (намекая на Брежнева) совсем уж плох стал, скоро отправится в лучший мир, а мой станет главным в стране". В обшем, похвалилась. Однако бахвальство вышло боком. Кто-то из подружек рассказал об этом мужу, тот еще кому-то, ну и понеслось-поехало. Слух дошел до ушей Леонида Ильича, благо "доброжелателей" у всех хватает, а уж у первых лиц государства - тем паче. После этого обидевшийся Брежнев (мол, рано вы меня еще хороните) поставил крест на Катушеве, блистательная карьера которого закончилась ссылкой на Кубу.
Так оно было или нет, сейчас вряд ли кто скажет, свидетелей этого уже давно нет. А вопросы остаются - все-таки сильных мира сего беспричинно послом на Кубу не назначают.
Дмитрий ФЕДОРОВ.


Следите за нашими новостями в удобном формате