Сегодня кажется, что телевидение, радио и интернет вытесняют театр и живое искусство в целом. В разные времена люди предсказывали театру конец, но он всё ещё не наступает. Театр остаётся одним из немногих мест, где человек находит живое общение. Здесь происходит обмен энергией между зрителем и артистом, а сегодня, в изобилии цифровой техники и интернет-возможностей это очень ценится человеком.
Элитарное искусство?
– Театр – дело живое, бесконечно искреннее, иногда больное, – считает режиссёр Нижегородского театра драмы им. Горького Александр Сучков. – Человек отворачивается от скучного, архаичного, в лоб глаголящего прописные истины театра.
Если спектакль сделан качественно, выбран творческий язык разговора со зрительным залом и найдена та ниточка, которая по-настоящему соединяет режиссёра и зрителя, то и человек, убелённый сединами будет вести с актёрами внегласный диалог, и ребёнок найдёт в таком спектакле свой интерес.
Режиссёр Театра юного зрителя Алексей Логачёв считает ментальной ошибкой сложившееся в обществе представление о том, что сегодня молодёжь не интересуется театральным искусством. По его словам, сегодня театр востребован больше, чем раньше. Больше молодых интересных режиссёров, юных талантливых артистов, современных пьес. Некоторые молодые люди по нескольку раз приходят на спектакли и даже приводят друзей. Но важно учесть, что театр – не для всех. По разным подсчётам, театр посещает 4-7% населения любого города, это так называемый особенный срез общества в целом и молодёжи в частности. Алексей называет театр тренажёром эмпатии, ведь он предоставляет возможность лучше понимать себя, помогает научиться общаться с другими и сочувствовать. За этим люди приходили на спектакль вчера, приходят сегодня и придут завтра.
Раскрывает карта
Не так давно наше правительство подарило всем желающим до 22 лет возможность воспользоваться финансами государства. Речь идёт о недавно вышедшей «Пушкинской карте», с помощью которой школьники и студенты могут посещать культурные центры в России. Определённо, такая возможность порадовала молодёжь, и в театрах Нижнего Новгорода билеты на спектакли продаются в том числе и по «Пушкинской карте».
– Это одна из акций, которая по-серьёзному удивила, тем более во время пандемии, – делится впечатлениями Александр Сучков. – Проект действительно пользуется спросом среди молодого поколения – в Нижегородской области с
1 сентября почти 3,5 тысячи билетов в театры, музеи, на выставки и концерты было куплено именно по «Пушкинской карте». Да, не у всех нас есть потребность в культурном просвещении. «Пушкинские карты» продаются на авито, взламываются или просто не используются некоторыми школьниками и студентами. Но радует то, что находятся увлечённые покупатели «Пушкинских карт», желающие посетить в два раза больше мероприятий. Очевидно, что идея культурного просвещения молодёжи очень хорошая, а по количеству студентов и школьников, которые активно пользуются такой возможностью, можно судить о высокой значимости культуры для современного поколения.
Среда воспитывает
Было время, когда люди действительно мало интересовались театром. Время перестройки – тревожное и долгое. Театр находился в состоянии глубокого кризиса, как и многое в нашем обществе. Чтобы покрыть расходы, не хватало средств. Человек выбирал возможность накормить семью всему остальному, в том числе посещению спектакля. Театры просто выживали. Ощущался дефицит хороших постановок по всей стране.
– Я помню перестроечное время. Актёров на сцене было больше, чем зрителей в зале. Это было страшно, – вспоминает Александр Сучков. – В то время зритель действительно отошёл от театра, но сегодня всё с лихвой вернулось на круги своя. Что не спектакль – аншлаг. Если бы не условия пандемии, залы бы полностью заполнялись. Театр всегда интересен тому, кто хочет получить сильные впечатления – посмеяться, поплакать, пережить историю вместе с артистами и разделить чувства героев. И через 10 лет будет такая же картина.
Советский Союз был самой читающей страной – такой миф был создан этими читающими людьми, по мнению Алексея Логачёва. Все потому, что они находились в кругу таких же любителей книг, как и они.
– Можно находиться в среде, в которой театр никто не посещает, тогда и ты не будешь в него ходить. Меня окружали люди, которые театр любили и в него ходили, – говорит Алексей. – Просто кому-то это нужно, а кому-то нет. И мы с теми, кто любит театр, и таких людей всё больше.
Особенная форма жизни
По словам Дениса Гусева, студента 4 курса Нижегородского театрального училища им. Е.А. Евстигнеева, та молодёжь, которая, правда, увлекается театром, ещё не пропала. После спектаклей он получает сообщения в социальных сетях от зрителей, которые делятся впечатлениями об увиденном, фотографиями и благодарят за сыгранные роли.
Для Дениса любовь к театру – это воля души, воспитание и творческие потребности.
– Один раз, помню, давали «Гранатовый браслет», а я думал, что это «Вишнёвый сад». Я тогда только начал ходить в театр. Для меня была важна именно его атмосфера. Я вообще не понимал, что происходит на сцене, и просто сидел с открытым ртом и был убеждён, что смотрю пьесу Чехова», – поделился Денис своими первыми ощущениями и мыслями, которые были навеяны первым посещением театра.
А для Алины Вахрамеевой, сокурсницы Дениса, театр – особенная сфера её жизни.
– Для меня ценно любое творчество, это то, что разрывает изнутри, мой ресурс, который меня питает.
Но не все друзья студентки разделяют с ней любовь к театру. Некоторые из них приходят на спектакли только с целью увидеть подругу на сцене, а истинный интерес действительно появляется не у всех. Девушка убеждена, что так происходит именно из-за того, что с детства родители и в школе детей к театру и музеям приобщали принуждением, из-за чего остались стереотипы, что театр – это долго, нудно и скучно.
Денис дополнил мысли однокурсницы, вспомнив историю из недавнего опыта:
– В учебном театре как-то играли «Ревизора». Школьники, конечно, пришли, но были увлечены ТикТоком больше, чем сценой. Тогда для чего они пришли? Сходить в театр, потому что так надо или всё-таки что-то почувствовать, вернуться в детство и что-то вспомнить? Из 20 школьников, может быть, найдётся один, который заинтересуется, позже сам пойдёт в искусство и, воспитывая свою семью, покажет любовь к искусству.
Оба студента убеждены, что творчество – это то, к чему прививать любовь нужно, не принуждая, а давая возможность получить удовольствие.
– Вдохновение и творчество заставляет быть честным, – считает Денис. – В творчестве не получится врать. Ты можешь играть технически, а можешь с душой. И творчество побуждает делать это ради себя, чтобы получить глоток счастья от процесса. А кого-то театр и творчество в целом не интересует, и это нормально, потому что кто-то живёт с другим мироощущением. Математики и физики живут формулой, лингвисты искусством слова, а актёры – театром. И каждый гениален в своей сфере.
Студенты вспомнили диалог Эйнштейна и Чаплина:
«Чем я восхищаюсь в твоём творчестве, – сказал Альберт Эйнштейн, – так это твоей универсальностью. Ты не говоришь ни слова, но целый мир понимает тебя».
«Верно, – ответил Чаплин, – но твоя слава ещё больше: целый мир восхищается тобой, когда никто не понимает тебя».
Каждый из нас уникален, как и уникальны наши интересы. Театр был, есть и будет всегда. Часть общества посещает спектакли и получает от этого удовольствие. Цифровые технологии присутствуют в нашей жизни всё больше. Они входят и в театр, становятся режиссёрскими инструментами. Разумеется, театр меняется, хоть и не всегда в интересную сторону. Но кое-что остаётся вечным – театр – это разговор о человеке и о его проблемах, это «зеркало жизни». Чтобы разобраться в жизни и в себе, театр – первый инструмент общества. Та молодёжь, которая осознаёт свою причастность к культуре, которая любит и посещает театр, не пропадёт ещё долгое время.
Александр Сучков вспомнил слова Александра Сергеевича Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь». По мнению режиссёра, если это сохранится в театре, сохранится сопричастность человеческих душ.
Анастасия Смирнова. Фото автора.
На фото: Сцена из спектакля «Гроза» в постановке Учебного театра театрального училища им. Е. Евстигнеева.