Режиссер Алексей Сидоров снял захватывающую историю о шахматном матче за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в октябре 1978 года на филиппинском курорте Багио.
Этот матч вошел в историю по нескольким причинам. Прежде всего, конечно, уровень игроков. Затем, схватка за шахматной доской воплощала собой и битву идеологий, за ходом которой следили зрители со всего мира. И это возвело поединок двух гроссмейстеров до политизированной интриги небывалого уровня. Опять же, у матча была своя, достаточно обширная, предыстория.
Роль молодого Карпова сыграл Иван Янковский. В роли диссидента Корчного, источающего желчь и обиду на страну, выступил Константин Хабенский.
На предпремьерном показе в «Империи грез Небо» перед кинозрителями, предваряя фильм, выступил исполнитель одной из главных ролей Виктор Добронравов. Он сыграл роль сотрудника КГБ, сопровождавшего Карпова в Багио.
Чемпион остался доволен
– Расскажите, пожалуйста: как проходили съемки спортивного фильма?
– Съемки шли долго, сложно. Начали в самый разгар пандемии – это июль 2020 года – когда все болели. Должны были снимать на Филиппинах, но поехать не могли, потому что границы были закрыты, и вообще все было против шерсти, процесс оказался очень непростым… но дико интересным.
Я не сказал бы, что этот фильм – спортивный. Он базируется много на чем, и в последнюю очередь это спортивная драма, – отметил актер. – Фильм – удивительный! Я со времен Советского Союза не могу вспомнить лент, в которых было бы столько любимых артистов: Янковский, Хабенский, Сухоруков, старший Добронравов и так далее, и так далее. И сюжет настолько «держит», настолько он закручен… Это как в фильме «Движение вверх»: мы знали, что Советский Союз победил в том матче, но это не мешало нам с замиранием сердца до последней минуты следить за тем матчем. Так и тут: мы тоже знаем, что Карпов станет чемпионом мира, но фильм идет в постоянном напряжении, и от экрана невозможно оторваться ни на миг.
- Так, выходит, фильм – не о шахматах?
– Он, прежде всего, о любви: к женщине, к папе, к маме, к Родине, к игре. Он – о страсти,
о самопожертвовании, о том, что такое цель, и о том, на что ты можешь пойти, чтобы достичь этой цели. О том, стоит ли это делать, если предстоит идти по головам. Он о том, что тебе недосуг позвонить, скажем, бабушке – «сейчас мне некогда, у меня работа, у меня карьера» – а потом и звонить-то некому оказывается. Фильм – обо всем. О жизни.
– Как вы оцениваете релиз в целом? Работу актеров, сюжет – он ведь основан на реальных событиях?
– Совсем недавно мы видели на экране фильм-катастрофу «Огонь» с противостоянием Янковского и Хабенского. Хабенский руководил пожарной группой, а Янковский был дурачилой, который ухлестывал за его дочерью. В «Чемпионе мира» они вновь оказались в оппозиции, но никому и в голову не приходит подумать, что «это же те самые артисты». В этом – магия нашей профессии.
Янковский сыграл Анатолия Карпова. Анатолий Евгеньевич был на премьере и остался очень доволен результатом. Конечно, он отмечал, что в каких-то ситуациях происходило по-другому. Например. Я играю полковника КБГ, который руководит безопасностью штаба Карпова, и мой персонаж – вымышленный, собирательный. Анатолий Евгеньевич рассказывал, что его безопасностью занимались три подполковника КГБ, то есть в моем лице соединились три реальных персонажа. Впрочем, практически все герои фильма – реально существовавшие и до сих пор живущие люди, потому что история приближена к реальным событиям.
Но, между тем, фильм не случайно называется художественным. Если мы хотим посмотреть, как было «на самом деле», то надо смотреть документальные фильмы. Режиссер художественного кино берет на себя право что-то приукрасить. Вот, например, когда мой папа рассказывает какую-нибудь историю, все безудержно хохочут – он всегда очень ярко, лихо рассказывает – мама говорит: «Да нет, все было не так. А было вот так и эдак». Но уже никто не смеется. И папа произносит: «Ну, и кому нужна твоя правда?». В этом – сущность художественного рассказа: где-то присочинить, деталей добавить. Общий смысл не меняется, но сюжет начинает играть новыми красками.
Когда все ходы записаны
– Насколько точно воссоздали шахматную партию между гроссмейстерами?
– В точности до единого хода. Работа была проделана огромная. С нами занимались консультанты, выдающиеся шахматисты. Тот, кто занимается шахматами, поймет… Всё это было очень важно для режиссера Алексея Сидорова, чтобы партии были досконально, точь-в-точь повторены, как в том матче. Вообще, матчей было много и партий много восстанавливали, а простым зрителям эти подробности порой бывают непонятны. Но когда вы смотрите, например, сериал «Доктор Хаус» и слышите там сплошные медицинские термины – вы все равно улавливаете общий смысл, нечто вроде «если ты сделаешь вон ту фигню, ты вылечишь вот эту фигню». Зритель понимает, что, если сделать такие-то десять ходов, то герой выиграет… или проиграет. Так что, да, партии повторены буквально, и в процессе написания сценария Анатолий Евгеньевич был бессменным консультантом.
Мой герой – третьестепенный персонаж, который в этой прокатной версии практически сокращен до минимума. И моя линия, шпионская, очень большая. По сюжету, во время шахматной партии разворачивается своя, огромная партия иного уровня, которую разыгрывают разные страны, службы, шпионы – с отравлениями, предательствами, погонями, драками. Всё это вы увидите в расширенной версии – то есть в изначальной, режиссерской.
– Ее тоже покажут в кино?
– Нет, конечно. Она будет доступна на одной из киноплатформ.
– А зачем вы снимали два фильма, длинный и стандартный?
– Не совсем так. Сценарий создается не сразу и полностью, а так называемыми драфтами, в несколько приемов. Вот ты первый раз сел за работу и написал сценарий, через две недели текст поправил, две сцены убрал и три другие написал. Это второй драфт. Еще через пару недель вступление переписал и эпизод вставил – третий драфт... У сценария «Чемпиона мира» было драфтов, наверное, тридцать. В итоге фильм, который мы сняли, длится около четырех часов. В кино идет прокатная версия длительностью два часа двадцать минут. Потому что Леша Сидоров сам пишет свои сценарии и пишет очень много, скрупулезно… Его «Т-34» изначально был тоже очень большим. Но если мы будем смотреть «Т-34» в кино в полной, режиссерской версии, кинотеатр не заработает денег, потому что фильм успеет пройти за день всего два раза. Поэтому сегодня мы смотрим прокатную версию, но через некоторое время, я убежден, будет сериал в несколько полноценных серий, где вы все сами увидите и поймете, как соединяются друг с другом различные сюжетные линии.
Знаете, когда вышел фильм «Однажды в Америке», прокатчики сказали: «Ну, это очень длинно! Давайте сокращайте!». Серджо Леоне сократил фильм с четырех часов до полутора, и он провалился в кинотеатре: зрители не поняли, что это вообще такое: ну, какие-то гангстеры, что-то такое там… И только потом, когда была показана режиссерская версия, фильм вошел в историю и стал культовым. Сейчас мы все понимаем, что к этому идет мировой кинематограф. Я разговаривал со специалистами: они утверждают, что в кино мы будем приходить, фактически, на большой трейлер, который будет идти час-полтора. Это очень важное слово, состоящее из двух частей: кино-театр. Там существует магия непрерываемого сюжета. А затем, съев свой попкорн, мы купим большую версию на киноплатформе, чтобы за три с половиной часа увидеть всё, что хотел сказать режиссер. Таков тренд.
Когда выйдет полная версия? Когда канал скажет «Мы готовы».
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.
На фото: Перед кинозрителями выступил исполнитель одной из главных ролей Виктор Добронравов. Он сыграл роль сотрудника КГБ, сопровождавшего Карпова в Багио.