Сегодня нижегородская «Комедiя» отмечает 75-летие

Сегодня нижегородская «Комедiя» отмечает 75-летие

В декабре 1946 года вышел указ об организации Горьковского театра комедии, а вскоре, 16 февраля 1947 года, театр представил первый спектакль – «Приезжайте в Звонковое» по пьесе по­пулярного в те годы советского драматурга Александра Корнейчука.


Бесприютные комедианты

Горьковский театр комедии (сейчас нижегородский театр «Комедiя») трудно назвать коллективом со счастливой судьбой. Со времени создания он жил непросто. Он не гремел по всему Союзу. Его не создавал великий режиссер, который бы навсегда подарил театру свое имя и отсвет гениальности. Напротив: театр вечно искал «своего» режиссера, свое помещение, разъезжал по областям, городам и весям и нередко терпел снисходительное пренебрежение. Но все 75 лет он дарит радость, любим зрителями, и его история – это во многом зеркало театральной истории как города Нижнего Новгорода (Горького), так и страны.

1947 год. Первые годы – всегда самые сложные, а для театра особенно: нужно создать репертуар, заложить традиции, собрать достойный, слаженный коллектив. Театр сложился на основе театра эстрадных мини­атюр «Снайпер», и нужно было осваивать крупные театральные формы. Появились первые спектакли: «Приезжайте в Звонковое» Корнейчука, «Госпожа министерша» Б. Нушича (1947), «Одиннадцать неизвестных» (1947).


В первые годы театром руководил Анатолий Любанский – прекрасный артист с огромным эстрадным опытом, мастер розыгрышей, сочинитель скетчей и пародий, в создании Горьковского театра комедии сыграл ту же роль отца-основателя, что и Николай Собольщиков-Самарин в истории Нижегородского театра драмы. Он был руководителем театра очень недолго, всего три года, но за это время успел поставить несколько спектаклей и заложить основы комической эстетики. В ней сплавились интеллектуальность и пародийность, заостренность сатиры и яркость мюзик-холла. 

Основной проблемой театра в то время было отсутствие собственного помещения. Он был передвижным и вел «кочевую жизнь» без стационара, без постоянной сцены, только на выездных площадках. В городе это были сцены других театров, которые изредка предоставляли их бесприютным «комедийщикам»: нередко это был Театр оперы и балета, но иногда удавалось выступить и на сцене Драмы. Однако чаще всего спектакли показывали в филармонии (которая располагалась на Свердловке, в здании, где ныне находятся Театр кукол и кинотеатр «Орленок»), а также на сценах всевозможных Домов культуры и клубов.

1952 год. За пять лет в театре сформировался устойчивый репертуар и спектакли, которые мы сегодня назвали бы «хитами»: В. Дыховичный, 

М.Слободской «Человек с того света», Н. Дьяконов «Свадьба с приданым», Л. де Вега «Хитроумная влюбленная». Появился главный режиссер – Виталий Лебский, а вот собственного здания так и не было. Коллектив «колесит» не только по области: во Владимир, Рязань, Иваново, Кострому, Удмуртию… количество областных выступлений Театра комедии доходило до 400 в год!

В 1957 году театру, наконец, выделили красивое здание бывшего Волго-Камского банка на ул. Маяковского (Рож­дественской). 14 и 15 декабря 1957 года, в год десятилетия  театра, в новое здание на премьеру спектакля Вс. Вишневского «Раскинулось море широко» в постановке В. А. Менчинского и Н. А. Бутузова пришли первые зрители.

Годы перемен

1962 год. Это десятилетие выдалось непростым. Режиссеры сменяют друг друга. Тем не менее, именно 60-е отмечены рождением популярнейшего спектакля «Василий Теркин» по знаменитой поэме Твардовского, где в заглавной роли в театр с триумфом ворвался Вадим Шилов.

1972 год. В театре новый главный режиссер, Виктор Витальев. Он ставит компактные и очень красочные, увлекательные спектакли: «Проснись и пой» по пьесе М. Дьярфаша, 

Н. Винников «Любовь – закон природы», С. Алешин «Тогда в Севилье».

В этом году в труппу влилась юная, тоненькая, необыкновенно красивая Ольга Удалова.

В 1978 театру отдали на баланс бывшее здание ТЮЗа на ул. Грузинской. Но пройдет больше 20 лет до тех пор, пока его удастся отремонтировать, и театр сможет туда переехать.

1982 год. В театр пришли молодые Василий Попенков, Марина Вязьмина, Александр Баханович. Ставит свои яркие, спорные, увлекательные спектакли режиссер Андрей Крутов: «Что тот солдат, что этот» Б. Брехта, «Ревизор» Н.В. Гоголя. На эти спектакли ходили, оставались после представления, чтобы подискутировать, о них писали московские критики. Через год Крутов уедет в Саров, а в театре на 26 лет наступит прекрасная «эпоха Семена Лермана». 


Спектакли Лермана прозвучали праздничными аккордами, манящими своей новизной; не случайно соратники называли его «борцом со штампами»: задолго до экранизации он поставил «Собачье сердце» с потрясающей актерской удачей Андрея Ярлыкова в роли Шарикова. Народными «хитами» стали «Девки» и «Любовь и голуби».

Заслуженная артистка РФ Марина Вязьмина вспоминает:

– В театре вдоль стены, которая шла напротив гримерок, располагалась длинная вешалка, а на ней – огромные овчинные тулупы. Много тулупов! Я спросила: «Что это?», а мне: «Скоро узнаешь!». И вот наступила зима, и я узнала. Мы ездили на выездные спектакли по области, почти каждый день. Один спектакль в театре, один – на выезде. Ездили на старых дырявых автобусах, и эти тулупы были единственным, что спасало нас от холода!

1992 год. Самые сложные годы театра. Старое здание на Маяковского/Рождественской пришло в упадок. То и дело что-то ломалось, рушилось, обваливалась штукатурка. Бывало, на спектаклях сквозь дырявую крышу начинал идти самый настоящий дождь, а то и случался пожар. Театр в итоге закрыли, и на несколько лет он снова стал бесприютным, снова был вынужден скитаться по нижегородским площадкам. Гастроли и выезды в это время стали едва ли не основной частью его жизни.

Новые успехи, новые горизонты

2002 год. В театре – новый директор, Дмитрий Иванович Коновалов – молодой, полный сил и желания работать, искать новые пути. Сегодня он вспоминает, что театр в 2002 был «молодым, растущим, ищущим репертуар, осваивающим новое здание на ул. Грузинской. Были первые успехи на новом пути и первые неудачи. Театр получил первую премию Нижнего Новгорода за спектакль «На дне». В новом здании переживает новый расцвет творчество Семёна Лермана: его спектакли «Дорога цветов» в 2003 и «Хапунъ» (совместно с Андреем Ярлыковым) в 2006 также становится лауреатами премии Нижнего Новгорода.

Труппа съездила на гастроли в Севастополь и принимает у себя на новой сцене самые известные театральные коллективы: «Табакерка», «Сатирикон», «Мастерская Петра Фоменко».


Появился московский режиссер Валерий Белякович, который своей бешеной энергетикой, новой непривычной эстетикой буквально взорвал все представления о том, каким может быть театр в Нижнем Новгороде, и «Комедiя» в частности».

2012 год. Театр расширяет границы возможностей своей труппы: открыта малая сцена и создан репертуар для нее; на Новый год теперь появляются удивительные интерактивные сказки Ирины Чернышовой. Актеры вкусили успех постановки мюзикла Кима Брейтбурга «Леонардо», а впереди – «Казанова», «Голубая камея» и детский мюзикл «Рыжий, честный, влюбленный». Премий Нижнего Новгорода получено уже пять!

2022 год. За два года пандемических ограничений театр научился успешно жить в новых условиях.

После 12-летнего перерыва появился новый главный режиссер – Иван Комаров, закипела новая жизнь: читки, лаборатории, лекции известных театроведов и арт-критиков.

Театр – в начале нового этапа своего пути: он снова молод и полон энергии!

Мария Федотова. Фото предоставлены пресс-службой театра «Комедiя».

Следите за нашими новостями в удобном формате