"Нижегородские новости" продолжают общественное обсуждение проблемы сохранности исторического центра Нижнего Новгорода. Сегодня своим мнением с нижегородцами делится профессор ННГАСУ Вадим Васильевич ВОРОНКОВ.
- Я хочу остановиться на вопросах сохранения своеобразия архитектурного облика. Надо сказать, что почти все населенные места со временем меняют свой облик. Как правило, это естественный эволюционный процесс, который всегда воспринимался как историческая неизбежность, а не трагедия. Иногда кардинальные изменения совершались спонтанно, за относительно короткий промежуток времени, когда они были вызваны последствиями войны, пожаров, природных катаклизмов. Таких примеров очень много. Однако даже в этих условиях люди стремились сохранить ценное культурное наследие. Как опору национального духа, как память о самобытной культуре предков, как основу патриотизма и гордости. Это давно очевидно и не требует доказательств. Очевидно и то, что уходящая историческая городская среда как носитель своеобразия облика города должна быть заменена новой, но несущей свой самобытный облик на новом витке истории развития этого поселения.
После войны, будучи студентом Московского архитектурного института, я работал на подхвате у мастеров, которые занимались созданием проектов восстановления городов Белоруссии, Украины и России. Они были разрушены почти до основания, а после восстановления Минск, Харьков и другие города стали даже лучше и краше. Они не потеряли той прелести, которая была, но получили ее в новой, интересной и самобытной интерпретации.
Вроде бы никому не нужно доказывать, что проектирование реконструкции и новой застройки на уникальной территории исторического центра Нижнего Новгорода может быть допущено только после разработки и утверждения проекта планировки. Все согласны, но проекта нет! Старый Нижний по-прежнему неузнаваемо меняется из-за застройки, где царствует произвол инвестора, и архитекторы безропотно творят то, что им скажут, не думая о неисправимых последствиях и потерях. Грустно то, что абстрактно, вне места, отдельно взятые здания бывают интересно решены, иногда получают высокие оценки, но они обычно не несут в себе своеобразия и неповторимости исторической среды. Может быть, в массивах новой застройки такие здания были бы весьма уместны, но не на территории старого Нижнего. Под напором всеядных застройщиков город стремительно и непредсказуемо меняет свое лицо, приобретая другое, которое жителям и туристам неинтересно.
Мне приходилось принимать зарубежные делегации коллег, в том числе итальянцев. Они говорят: "Вы нам покажите то, что у вас есть из старого, а новые постройки - это банальность".
Потери исторического центра очень опасны. Убежден, что многое, если не все, зависит от мастерства архитектора, его гражданской ответственности и мужества. Да, мужество сейчас нужно. Да, на архитекторов оказывают давление. Да, их соблазняют гонорарами. Но ведь потом невозможно будет исправить то, что сделано под напором или просто от безразличия к судьбе города!
Вместе с тем, там, где творческая принципиальность архитекторов оказалась выше сиюминутных выгод, мы видим блестящие творческие удачи. Постройки органично вплетаются в историческую ткань старого Нижнего, украшают его и становятся предметом гордости горожан. Например, пристрой к зданию Госбанка на улице Грузинская. Пока таких примеров немного, но на них нужно равняться практикующим архитекторам. Ведь если беспредел и творческая безответственность продлятся еще несколько лет, то центр превратится в хаотическое скопище разномастных монстров, и старый Нижний можно будет увидеть только в кинохронике и в ретро-выставках фотографов.
Пока идет неспешная раскачка с проектами планировки, архитекторам надо проявить высокую творческую принципиальность. Это не просто, но другого пути нет. Чтобы поддерживать авторов на высоком гражданском уровне, нормой должны стать общественная экспертиза и общественное обсуждение значимых для облика центра проектов реконструкции кварталов, проектов отдельных зданий и благоустройства территории. Однако уже больше года это так и не решено организационно, не работает даже градостроительный совет. А что это значит? Это значит - свобода для беспредела. Принятие необходимых законодательных документов откладывать больше нельзя. Время пришло.